СПбТЕИ > Курсовые работы > Социальные аномалии.

Социальные аномалии.


5 августа 2009. Разместил: bizdrya
Содержание

Введение 2
Глава I. Семья и семейная социализация. 4
1.1 Семья как главный агент семейной социализации. 4
2.1 Семейная социализация. 12
Глава II. Социальные аномалии (девиация) как негативный результат семейной социализации 20
Заключение. 29
Список литературы 31

Введение
Семья всегда была институтом первичной социализации. Происходящие с семьей и в семье процессы безусловно отражаются на процессе становления личности. Возникающие в семье конфликты между родителями и детьми, младшими и старшими, конфликты между «старым» поколением и «новым» ус-ложняют процесс воспитания и социализации подрастающего поколения.
Социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его под-системах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация длится всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной сто-роны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как влия-ние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посред-ством нормативного и информационного влияния. Именно семья является пер-вичным источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает воз-можность сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности.
С моей точки зрения данная тема представляет большой интерес. С распа-дом старой политической, духовной, экономической системы и противоречивы-ми преобразованиями происходящими в России сегодня, проблема семейной социализации актуализировалась. Появились новые явления, как в жизни обще-ства, так и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого поколения идёт по новому пути. Появилось множество социальных проблем, которые име-нуются девиантным поведением. Преодоление этих проблем является одной из важнейших задач общества. Главным средством искоренения подобных явлений является укрепление института семьи.
Таким образом, главной проблемой, изучаемой в данной работе, является девиантное поведение в обществе.
Предметом исследования в данной работе является институт семьи.
Целью написания данной работы является попытка рассмотреть семейную социализацию как процесс формирования социально компетентной личности, выявить его проблемы и противоречия, а также показать, что нарастающая тен-денция девиантного поведения в обществе является прямым следствием иска-жения понятия семьи.
Задачи написания работы:
 Рассмотреть семью как главного агента социализации;
 Дать понятие семейной социализации;
 Показать социальные аномалии, являющиеся результатом разрушения инсти-тута семьи;
 Рассмотреть роль социальной педагогики в укреплении института семьи и снижения социальных аномалий в обществе.
Гипотеза: через укрепление роли семьи в обществе, как основного институ-та воспитания и взращивания личности возможно преодолеть проблемы соци-альных аномалий.
Методологической основой для написания работы послужили теории лич-ности и социализации, принадлежащие западным выдающимся исследователям З.Фрейду, Ж.Пиаже, Д.Смелзеру, которые не утратили актуальности и сегодня, и позволяют рассматривать процесс семейной социализации и его результаты, как позитивные, так и негативные.
Данная проблема вызывала и вызывает интерес исследователей в разных областях общественного знания. По данным вопросам написано большое коли-чество книг и статей.
При работе над данной темой были изучены монографии Гаспаряна Ю.А. «Семья на пороге XXI века», Голода С.И. «Семья и брак: историко-социологический анализ», Иванненкова С.П. «Проблемы социализации совре-менной молодежи», сборники «Молодежь России на рубеже веков», «Культура семейных отношений», Ярыгина Т. «Молодежь России», а так же журнальные и газетные публикации.

Глава I. Семья и семейная социализация.
1.1 Семья как главный агент семейной социализации.
Сущность структура и функции семьи. В современной социологии семья понимается в двух значениях — как социальный институт и как малая социаль-ная группа. За каждым из них стоит своя реальность и совокупность понятий, отображающих эту реальность. Рассмотрение семьи как малой социальной группы является отдельной темой для исследования
Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объ-единение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождает-ся, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет со-бой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом пове-дении ее членов.
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная (семейная социализация) и восстановительная.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях числен-ности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном вос-производстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем ро-дителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным при-чинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населе-ния, состоящего из 2-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей числен-ности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы при-мерно 50 % семей имели 3 детей . В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего эконо-мического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения госу-дарство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им опреде-ленных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увели-чения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение рождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные ас-пекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человече-ства. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд лю-дей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится ра-зумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт обще-ния с деньгами.
Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети яв-ляются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жиз-ненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровитель-ной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.
Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе – путеше-ствия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее чле-нами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют автори-тарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Ана-лог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.
Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов пове-дения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участву-ют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, при-нимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это спо-собствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.
Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.
Общение в семье. Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусст-вом, политикой, и так далее.
Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, не-уравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера явля-ются плохими спутниками семейного общения.
Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимо-отношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огор-чениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.
Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через проти-воречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место. Я считаю, что в про-цессе спора следует говорить только о предмете спора и не следует напоминать о прошлых промахах другого, не делать выпадов: “А ты сам...”.
В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого, его “я”. Нередко, после трудного трудово-го дня супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких, дать вы-ход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать за-мечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить времен-ное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других - обида за несправедливые обвинения и упрёки. В результате это способствует разрушению семьи.
Иногда полезно делать компромиссы, т.е. идти на уступки друг другу. Так-же очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться.
Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова.
Несложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим послед-ствиям. Психологами установлено, что существует связь между супружескими конфликтами и нервно психическими расстройствами. Отсутствие взаимопони-мания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к ухудшению психо-логического и физического состояния, значительному понижению работоспо-собности человека. Неумение общаться способно разрушить семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступ-чивость, доброжелательность. Особая способность к общению - умение при-знать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни.
В семье, кроме взрослых, в неполноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой.
Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценно-го развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителя-ми, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают по-вышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.
Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения как с отцом, так и с мате-рью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях. Это ока-зывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к полно-ценному общению.
Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают ха-рактер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.
Развод. В нашей стране наряду со свободой брака существует и право суп-ругов на развод. По статистике на 1990 год ещё в бывшем СССР ежегодно рас-торгалось примерно 930 тысяч браков (это приблизительно 1,5 % от их общего количества) и образовывалось 2788 тысяч новых семей. Таким образом, соот-ношение между браками и разводами составляет примерно 3:1. Но этот показа-тель различен в зависимости от места жительства и возраста людей. Так в боль-ших городах разводов приходится больше чем в сельской местности. Наимень-шее количество разводов приходится на регионы, где ещё сильны патриархаль-но-религиозные традиции. Это среднеазиатские и кавказские республики .
По мере роста числа разводов возможность того, что они будут компенси-рованы повторным браком, становится всё меньшей. Лишь 10-15 % женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается количество не-полных семей.
Так что же такое развод? Одни говорят - зло, другие - избавление от зла. Для того чтобы узнать это, надо проанализировать большой круг вопросов: как живётся разведённому человеку? Доволен ли он разводом? Как изменились квартирные условия, здоровье? Как сложились отношения с детьми? Думает ли он вступать в повторный брак? Очень важно выяснить судьбу разведённой женщины или мужчины, а также ребёнка из распавшейся семьи. Не зря говорят, что развод, как айсберг в море: на поверхности видна лишь небольшая часть причин, основная же их масса скрыта в глубинах душ разведённых.
По статистике дело о разводе возбуждается в основном по просьбе женщи-ны, т.к. женщина в наше время стала независимой, она работает, сама может со-держать семью и не желает мириться с недостатками мужа. Супруга порой го-ворит: “Почему я должна ему подсказывать?” или “Почему он сам не может до-гадаться?”. При этом женщина не задумывается, что она сама не идеальна и дос-тойна совершенного мужчины. Воображение рисует ей такой совершенный иде-ал, который в реальной жизни и не встречается.
Слов нет, что пьяница муж - несчастье для семьи, жены и детей. Особенно, когда он устраивает побои жене и детям, уносит деньги из семьи, не занимается воспитанием детей, и т.д. Развод в этих случаях чаще всего необходим, чтобы оградить семью от морального и материального опустошения.
Но ведь не всегда пьяница-муж был пьяницей. Ведь были же сначала встречи и ухаживания, друзья, праздники и гости, радости и горести - была жизнь. И какова была вначале позиция жены по отношению к выпивкам мужа? Была ли она достаточно требовательной, могла ли умно и тонко сочетать огра-ничительные и запретные меры, чтобы уберечь семью от порока. Может причи-ны пьянства следует искать во взаимоотношениях между супругами.
Кроме пьянства причинами, по которым жёны подают на развод, могут быть - измена мужа, мужской эгоизм. Порой мужчина просто вынуждает своим поведением подать жену на развод. Он пренебрежительно к ней относится, не терпит её слабостей, не помогает в домашних делах, и т.д.
Из причин, по которым мужья подают на развод можно выделить: измена жены или его любовь к другой женщине.
Но основной причиной разводов, на мой взгляд, является неподготовлен-ность супругов к семейной жизни. На молодых супругов наваливаются бытовые, финансовые проблемы. В первые годы супружеской жизни молодые больше уз-нают друг друга, раскрываются недостатки, которые старались скрывать до свадьбы, происходит адаптация супругов друг к другу.
Молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу, как к способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вначале преодолимых. Подобное “лёгкое” отношение к распаду семьи складывается благодаря тому, что развод уже стал обыденным явлением. В момент заключения брака сущест-вует чёткая установка на развод, в случае если хоть один из супругов не будет удовлетворён совместной жизнью. Ясно, что такая установка стимулирует раз-вод.
Причина развода может послужить нежелание одного из супругов иметь ребёнка. Эти случаи встречаются редко, но они бывают.
Я считаю, что люди разводятся не для того, чтобы всю жизнь жить в оди-ночестве. Они хотят заменить неудачный брак счастливым, но это не всегда удаётся. При социологических опросах больше половины мужчин и женщин хо-тели бы вступить в повторный брак. Лишь незначительная часть предпочли одиночество. А какова его цена? Американские социологи Картер и Глик сооб-щают, что в больницу попадают в 10 раз больше неженатых мужчин, чем жена-тых, смертность у неженатых мужчин в 3 раза больше, а у незамужних женщин в 2 раза больше, чем у замужних. Таким образом, можно сказать, что разводы отрицательно сказываются на здоровье разведённых людей.
Многие мужчины, как и многие женщины, легко идут на развод, но потом очень тяжело переживают его последствия.
В разводах, кроме супругов есть ещё заинтересованные лица - дети. Чем больше разводов - тем меньше детей. В этом социальный вред разводов. Развод сокращает воспитательские возможности семьи по отношению к детям. Детям наносится большая психологическая травма, о которой часто не думают родите-ли. Многие знают, что они причиняют своим детям страдания, но не многие по-нимают к чему они могут привести, как это отразится на ребёнке в его дальней-шей жизни. При разводе властно вступает в силу эгоизм родителей. Они мало при этом думают о судьбе своих детей.
Дети из распавшихся семей - это как бы сироты при живых отцах или мате-рях. В том, что дети остаются без отца чаще вина обоих родителей.
Кроме моральных минусов у развода есть ещё и материальные отрицатель-ные стороны. При уходе мужа из семьи, у жены с ребёнком возникают трудно-сти денежного характера, особенно, если заработная плата у жены маленькая, а детей больше одного. Уход из семьи также бьёт по карману мужчине, ведь те-перь ему приходится платить алименты. Также возникают проблемы с жильём, приходится разменивать квартиру, делить вместе нажитое имущество.
Таким образом, развод во многих случаях зло, чем добро. Но возможность воссоединения семьи вполне реальна для многих, сгоряча распавшихся пар. В жизни часто случается, когда “блудный муж” возвращается к своей жене и де-тям, а разведённые женщины говорили о своих мужьях, что мол если он изме-нит своё поведение к лучшему, то приму. В глубине души каждый из супругов хочет иметь свою хорошую семью. А для этого, прежде всего самим людям, вступившим в брак, надо учиться взаимопониманию, преодолевать мелочный эгоизм, совершенствовать культуру отношений в семье. На государственном же уровне с целью предотвращения разводов надо создавать и расширять систему подготовки молодёжи к браку, а также социально-психологическую службу по-мощи семье и одиноким людям.
Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материаль-ными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые явля-ются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция (се-мейная социализация) семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это обще-ство, построенное на принципах добра и справедливости.


 Скачать полную версию - socialnye-anomalii.rar [38 Kb] (cкачиваний: 43)