СПбТЕИ > Курсовые работы > Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии.

Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии.


11 августа 2009. Разместил: bizdrya
Содержание
Введение……………………………………………………………….

Глава 1. Анализ научно-педагогической
литературы о роли влияния образа жизни
на здоровье детей……………………………………………………..

1.1 Здоровый образ жизни как социально-
педагогическое явление……………………………………………….
1.2 Условия, необходимые для формирования
здорового образа жизни детей………………………………………..
1.3 Деятельность социального педагога по
формированию здорового образа жизни…………………………….

Глава 2.Социально-педагогическая деятельность
по формированию здорового образа жизни среди
учащихся Амгинской педагогической гимназии……………………

2.1. Исследование о состоянии здоровья среди
старшеклассников……………………………………………………..
2.2. Совершенствование опытно-
экспериментальной работы…………………………………………..
2.3. Подведение итогов экспериментальной
работы………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………….
Библиография………………………………………………………….
Приложения……………………………………………………………

Введение

Здоровье населения республики – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 1996 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной под-держке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушен-ную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушен-ную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии – нау-ки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично раз-вивать личность.
Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку долж-ны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты.
При этом должна быть преемственность валеологической педагоги-ки, начиная с родителей, далее учителей и.т.д. Основной задачей валео-логической службы должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только соци-альная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание вы-сокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социа-лизации подрастающего поколения. Через школу проходит все населе-ние, и на данном этапе социализации личности формируется как инди-видуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
В России, в нашей республике валеологии в последние годы уделя-ется много внимания, как в научной литературе, так и в работе различ-ных съездов, конференций и форумов, посвященных оздоровлению на-селения; в школах вводится учебный предмет «Валеология», в ряде ре-гионов страны в штатном расписании школ предусмотрена должность «педагог-валеолог-организатор»
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специа-листов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у де-тей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие на-выки и привычки, что будет способствовать эффективности мер соци-альной защиты здоровья детей.
Противоречия между традиционной официальной системой прове-дения валеологического воспитания в виде бесед о здоровом образе жиз-ни, спортивном мероприятии, недостаточная осведомленность родителей в формировании здорового образа жизни детей побудило нас выбрать следующую недостаточно разработанную и мало изученную, актуальную тему дипломного исследования: «Социально-педагогическая деятель-ность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Ам-гинской педагогической гимназии»
Целью исследования является - выявить условия работы социально-го педагога по формированию здорового образа жизни среди учащихся.
Объект исследования - процесс работы социального педагога с уча-щимися.
Предмет исследования – работа социального педагога по формиро-ванию здорового образа жизни среди детей.
Нам предстоит решить следующие задачи исследования:
1. Изучить социально-педагогическую, философскую, психологи-ческую литературу.
2. Выявить уровень диагностирования здоровья учащихся в гимна-зии.
3. Разработать внедрить программу о пропаганде здорового образа жизни среди учащихся.
4. Разработать методические рекомендации для практических ра-ботников.
Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если:
1. Учитывать возрастные особенности детей.
2. Создать условия для формирования здорового образа жизни.
3. Совершенствовать формы работы социального педагога по фор-мированию здорового образа жизни.
Методологическую основу дипломной работы составили труды Л.Г.Татарниковой, В.В.Колбанова, В.К.Зайцева.
Теория и практика валеологического воспитания нашла свое отра-жение в изучении работ В.В.Колбанова, Л.Г.Татарниковой, И.И.Брехмана и наших исследователей Л.П.Ильиной, П.Г.Петровой.
В данной дипломной работе применялись следующие методы педа-гогического исследования:
- изучение педагогической, медицинской, валеологической литера-туры
- анкетирование, беседы, опрос
- изучение документации
- тесты
- непосредственная учебно-воспитательная работа с учащимися
Научная новизна исследования заключается в попытке установить, разработать в условиях Амгинской педагогической гимназии положение о здоровье детей и составить методические рекомендации для учителей, педагогов, учащихся по формированию здорового образа жизни.
Практической значимостью исследования является возможность ис-пользования результатов данной работы учителями практиками, соци-альными педагогами, валеологами при работе в школах сельского со-циума по организации валеологической службы.
База исследования: Амгинская педагогическая гимназия Республики Саха (Якутия).
Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заклю-чения, библиографии, приложения.

Глава 1. Анализ научно – педагогической литературы о роли влия-ния образа жизни на здоровье детей.

1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармони-ческого развития детского организма.
Ряд философов (Дж.Локк, А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, К.Маркс и другие), психологов (Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и дру-гие), ученых-медиков (Н.М.Амосов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман, Б.Н.Чумаков и другие), педагогов (Л.Г.Татарникова, В.В.Колбанов, В.К.Зайцев, С.В.Попов и другие) пыта-лись решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохране-нии здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.
Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоро-вый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается же-лать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени мо-жет компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье че-ловека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути» (В.,с.54) Мы согласны с его мнением.
По словам Адама Смита, шотландского мыслителя «…Жизнь и здо-ровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому че-ловеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благо-состоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием» (В.,с.238) «Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем» (В.,с.239) «Одним словом, благоразумие, направленное для сохранения здоровья считается качест-вом почтенным» (В., с.241)
Мы считаем, что прав французкий философ Клод Гельвеций. В сво-их трудах писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека: «Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу сво-ему отечеству» (1., с.29) «Совершенство физического воспитания зави-сит от совершенства правительства. При мудром государственном уст-ройстве стремятся воспитать сильных и крепких граждан. Такие люди и будут счастливы, и более способны выполнять различные функции, к ко-торым их призывает интерес государства» (1., с.43)
Таким обоазом, великие философы – мыслители утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о свем здоро-вье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит че-ловеческое счастье.
Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке написал обра-щение “О сохранении и размножении российского народа”, в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйст-венной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу. Он пишет: “Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чем состоит ве-личество, могущество и богатство всего государства” (Л., с.301-302) В обращении он поставил цель-улучшение быта народа, его благосостяния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний “Кро-ме сего впадает великое множество людей в разные болезни, о излечении коих весьма еще мало порядочных есть учреждений…” (Л., с.312) Ломо-носов предлагает : “требуется по всем городам довольное число докто-ров, лекарей и аптек, для изучения докторства послать российских сту-дентов в иностранные университеты и внутри государства дать произво-дить достойных в доктора” (Л., с.312)
Большое значение Ломоносов придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наслед-ственности в появлении многочисленного здорового поколения русских людей. Также раскрыл влияние среды, окружения на личность и обра-тился к проблеме нравственного, полового воспитания молодого и взрослого населения, на создание крепкой, счастливой семьи основанной на любви и уважении “Где любви нет, не надежно и плодородие”, вклю-чение молодых людей в трудовую деятельность.
М.В.Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с по-зиции психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход, по его мнению позволял получать объективные данные о человеке, которые необходимо знать педагогам. Работа “О сохранении и размножении российского народа”, работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать М.Ломоносова первым русским валеоло-гом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупно-сти. (К.,с.13)
Ученые С.П.Боткин, П.Ф.Лесгафт заложили основы современной нам валеологии.
С.С.Боткин видел здоровье человека прежде всего как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии. (К., с.13)
В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повыше-нием благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреп-лению детского здоровья. Статья “Охрана детского здоровья” отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую сис-тему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологиче-ских мероприятий. (Б., с.30) Проблемы физического и психического здо-ровья человека рассматривались Бехтеревым в контексте осуществляе-мой им антиалкогольной компании. Он один из тех, кто активно боролся против “алкогольного змия”
Пролема здоровья также интересовала многих педагогов.
В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармо-ничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармо-нии является радость творчества” (Тат., с.74)
Рассмотрим, что такое здоровье.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: “…состояние полного, физического, душевного и со-циального благополучия, а не только отсутствие болезней и физическиз дефектов.
По мнению С.В.Попова “Если вдуматься в это определение, то мож-но сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и кро-ме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации”. (П., с.7)
В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: “Здоровье - свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяю-щейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия бо-лезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравст-венным» (3., с.5)
Г.Л.Билич, Л.В.Назарова взяв за основу определение Всемирной Организации Здравоохранения, считают необходимым и оправданным добавить два фактора. Итак, «здоровье – это состояние полного, физиче-ского, душевного и социального благополучия и способность приспо-сабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружаю-щей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие бо-лезней и физических дефектов» (4., с.3)
В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как со-стояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезнен-ные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меня-ется не столько среда, сколько сам организм. (5., с.6)
Академик Н.М.Амосов полагает, что «здоровье организма опреде-ляется количеством его, которое можно оценить максимальной продол-жительностью органов при сохранении качественных пределов их функ-ций» (5., с.7). В.П.Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамиче-ское состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (Тат., с.25).
Прав академик Ю.П.Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дис-комфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести неестест-венную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные че-ловеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие»(Ч., с.20)
И.И.Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, оп-ределяет здоровье как «способность человека сохранять соответствую-щую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количествен-ных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербаль-ной и структурной информации.
Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (на-следственность, пол, возраст) факторов.
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (ви-дов) здоровья:
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и сис-тем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми по-требностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, - ос-нову которого составляет состояние общего душевного комфорта, обес-печивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обу-словлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.
4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотиваци-онной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - ос-нову которого определяет система ценностей, установок и мотивов пове-дения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована ду-ховность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Признаками здоровья являются:
- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
- функциональное состояние и резервные возможности организма;
- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных устано-вок.
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоро-вья за 100 %,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельно-сти системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Образ жизни – тип жизнедеятельности людей обусловленный осо-бенностями общественно-экономической формации. Основными пара-метрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколе-ния), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их ор-ганизация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть ос-нование говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оп-тимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.
По определению К.Маркса «Болезнь есть жизнь, стесненная в своей свободе, тогда как здоровый образ жизни, направленный на предупреж-дение возникновения какого-либо заболевания обеспечивает полноцен-ное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует фор-мированию активной жизненной позиции и является необходимым усло-вием воспитания гармонически развитой личности»
Мы считаем прав, говоря об образе жизни С.В.Попов, что следует помнить о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социаль-но-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мо-тивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уро-вень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (пре-имущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует пове-денческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).
Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жиз-ни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталите-те) и личностными наклонностями (образ).
Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивиду-альным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем вы-ражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в ос-нову валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способству-ет выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентиро-ванность деятельности личности в направлении формирования, сохра-нения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоро-вья.
Б.Н.Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоя-тельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом пер-вичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиениче-ских знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблаго-приятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» (Ч., с.23)
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать ти-пичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организ-ма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономиче-ских и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентиро-ванность деятельности личности в направлении формирования, сохране-ния и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего воз-раста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоро-вью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, даро-ванная человеку природой.


 Скачать полную версию - socialno-pedagogicheskaja-dejatelnost.rar [34.89 Kb] (cкачиваний: 60)