СПбТЕИ > Курсовые работы > Педагогика (спорт и воспитание подростков).

Педагогика (спорт и воспитание подростков).


10 августа 2009. Разместил: bizdrya
Содержание

Введение 3
1. Значение физической культуры в современном обществе 5
2. Физическая культура и двигательная активность как необходимый компонент развития подростков 11
2.1. Роль физической культуры в воспитании 11
2.2. Двигательная активность и обучение двигательным навыкам подростков 14
2.3. Влияние спорта и физической культуры на интеллектуальную деятельность подростков 19
3. Организация и руководство физическим воспитанием 24
Заключение 31
Список литературы 33

Введение

Многочисленные стороны воспитания должны формироваться одновременно, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Воспитание – это комплексный процесс одновременного развития интеллектуальных, эстетических начал в человеке, формирования его мировоззрения и идейно-политических взглядов, решения задач трудового и патриотического воспитания.
Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями – это нравственный долг человека.
Занятия физическими упражнениями и особенно спортом требуют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно пользоваться средствами и методами применительно к своим индивидуальным возможностям и условиям. Всё это способствует умственному развитию, интеллектуальному совершенствованию. Кроме того, хорошо известно и достаточно исследовано благотворное влияние физических упражнений на умственные способности человека.
Каждая часть физической культуры своими специфическими формами и методами осуществляет идейно-политическое воспитание занимающихся в соответствии с их возрастом, образованием и другими социальными и демографическими характеристиками.
Цель данной работы – изучить влияние двигательной активности на подростков.
Задачи, которые решались в процессе данной работы:
1. Охарактеризовать основное содержание физической культуры в средних образовательных учреждениях.
2. Рассмотреть основные составляющие двигательной активности человека.
3. Рассмотреть влияние двигательной активности на совершенствование интеллектуальных характеристик подростков.
4. Изучить и выявить наиболее интересные формы организации физкультурных занятий для девочек – подростков.

1. Значение физической культуры в современном обществе

Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.
Основу спорта составляет соревновательная деятельность (система состязаний, соперничества). Условно понимают спорт в узком и широком смысле слова. Спорт в узком смысле слова - это собственно соревновательная деятельность, отличительными чертами которой является:
 система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям (повышение ранга соревнований);
 унификация состава действий, посредством которых ведется состязания, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами;
 регламентация поведения соревнующихся в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которые имеют гуманный характер .
Спорт в широком смысле слова охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения в этой сфере деятельности, взятые в целом .
Эффект соперничества является важным социально-психологическим феноменом. Известно, что при большинстве производительных работ уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц.
Нечто аналогичное происходит и во время спортивных соревнований, когда соревновательная обстановка приводит к существенному изменению функционального состояния человека, происходит настройка на новый, более высокий уровень двигательной деятельности, большая мобилизация ресурсов организма.
Изменяются объективные показатели - ЧСС увеличивается до 130-140 уд./мин., легочная вентиляция возрастает до 20 - 30 л/мин., в 2-2,5 раза увеличивается потребление кислорода, повышается температура тела, артериальное давление, усиливается потоотделение. Все это способствует выведению организма на новый, более высокий функциональный уровень и повышает тренировочный эффект от физических упражнений .
Основным средством физического воспитания является физическое упражнение.
Физическое упражнение - это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями.
Из определения понятно, что не всякое двигательное действие является физическим упражнением. Нередко можно встретить ошибочное мнение, когда двигательная нагрузка на садовом участке, на огороде, по уборке квартиры и т.п. рассматривается как заменитель занятий физическими упражнениями.
Способ достижения гармонии человека один - системати¬ческое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, кото¬рые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эф¬фективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, яв¬ляются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.
Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше. (Жизненная емкость легких — наибольший объем выдохнутого воздуха после наиболее глубокого вдоха.) Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно — 62,3 и 52,8 кг .
Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.
Физические упражнения окажут положительное воздей¬ствие, если при занятиях будут соблюдаться определенные пра¬вила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного на¬пряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно вы¬держать определенный период, чтобы функции организма восста¬новились, - только тогда физкультура принесет пользу.
При выполнении физических упражнений организм чело¬века реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Ак¬тивизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвиж¬ность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой .
На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в области спортивной медицины четко определены основ¬ные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Это изуче¬ние и оздоровление условий внешней среды, в которых происхо¬дят занятия физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций раз¬личных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они вы¬ражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных про¬цессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возраста¬ет гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ём¬кость легких. При проведении занятий в условиях холода совер¬шенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувстви¬тельность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффектив¬ности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов.
Гимнастикой называют систему специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления.
Гимнастика имеет много разновидностей:
 зарядка;
 производственная гимнастика;
 физкультурная пауза;
 физкультминутки;
 профессионально-прикладная гимнастика;
 основная гимнастика;
 спортивно-вспомогательная гимнастика;
 военно-прикладная гимнастика;
 атлетическая гимнастика;
 лечебная гимнастика;
 утренняя гимнастика .
Большое значение в комплексе физической культуры имеет утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика - физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральная нервная система человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После побуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышается, но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остается сниженной по сравнению с обычной и на самочувствии: человек ощущает сонливость, вялость, порой проявляет беспричинную раздражительность .
Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние . Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.
Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.


 Скачать полную версию - pedagogika-sport-i-vospitanie-podrostkov.rar [29.53 Kb] (cкачиваний: 56)