Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Возникновение и Развитие Прямых Налогов


Поиск по сайту:

Возникновение и Развитие Прямых Налогов
Раздел: Курсовые работы | 22 июня 2008 | Автор:BadBoy | просмотров: 32679 | печать
 (голосов: 5)

Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет.
Целью нашей курсовой работы является анализ исторических и экономических условий возникновения и развития прямых налогов.
Для достижения поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и исторически аспекты возникновения прямых налогов;
- установить место прямых налогов в налоговой системе РФ;
- изучить прямые налоги взимаемые в зарубежных странах.



1. Сущность и исторически аспекты возникновения прямых налогов

По своей экономической сути налог - это принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социально-экономической политики (7, С.28).
Налоги тесно связаны с ценой и позволяют ей выполнять социально-экономическую роль:
- налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета;
- налоги, влияют на развитие производства, способствуя его росту или сокращению;
- налоги могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их движение и инфляцию;
- налоги выполняют социальные действия: определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоев населения.
По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг) (13, С.44).
Косвенные налоги - это налоги на товары или услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу.
В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов:
1. Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, - налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия и т.д.
2. Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), - подоходный налог с населения, поимущественный налог с населения, налог на владельцев транспортных средств и т.д.
Прямые налоги подразделяются на реальные, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика, и личные, которые взимаются в соответствии с размером дохода с учетом предоставленных налоговых льгот. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода) (14, С.93).
При взимании прямых налогов государство становится лицом к лицу к действительным плательщикам налога, тогда как налоги косвенные (например, акцизы) уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые затем возмещают их с других лиц (с потребителей). Это разделение налогов на две группы, по внешнему признаку, взимаются ли непосредственно или посредственно (прямо или косвенно) по отношению к действительному плательщику, встречается еще у писателей XVI и XVII столетий и удержалось до настоящего времени не только в житейском языке, но и в финансовой практике большинства государств (6, С.109).
Прямые налоги имеют ближайшее отношение к определенному доходу или имуществу плательщика, оцениваемому тем или другим способом, и практическое применение этого вида обложения не требует вмешательства государственной власти в промышленную деятельность, которое неизбежно сопровождает все косвенные налоги. Последние требуют установления контроля за производством. Дальнейшее достоинство прямых налогов, по сравнению с косвенными, заключаются в том, что они обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, ибо взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к возрастанию (за исключением, конечно, чрезвычайных бедствий, вроде войн, неурожаев и т. п.), тогда как потребление, составляющее объект косвенного обложения, не отличается постоянством и может подвергаться, в зависимости от разнообразных причин, значительным колебаниям. Независимо от устойчивости поступлений, чистый доход государства от прямых налогов, при прочих равных условиях, больше, нежели от косвенных, ибо расходы взимания их, приурочиваемые к производству оценки на более или менее продолжительное время, менее значительны. Наконец, немаловажное значение имеет, в социальном отношении, то обстоятельство, что в прямых налогах правительство предъявляет свои требования непосредственно плательщику, который ясно представляет себе свою податную обязанность и привыкает поэтому сознательно относиться к участию граждан в общих расходах государства и приобретает интересы к вопросам, касающимся финансового хозяйства отечества. Таким образом, на стороне прямого обложения, по сравнению с косвенным, имеются несомненные преимущества финансового, экономического и социального свойства и, казалось бы, что прямые налоги должны преобладать в податных системах современных государств. В действительности, однако, этого нет, что объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, Прямые налоги, при всех своих достоинствах, представляют, с фискальной точки зрения, то неудобство, что, будучи приурочены к имуществу или доходу плательщиков, они, за исключением более достаточных классов, не могут служить для обложения в достаточной мере массы населения, принадлежащей к бедному классу: для последней цели оказываются более удобовзимаемыми косвенные налоги на предметы первой необходимости. Во-вторых, податные системы, вообще, развивались повсюду под влиянием борьбы экономических интересов отдельных классов населения, причем перевес в этой борьбе в большинстве государств принадлежит до сих пор тому классу населения, который экономически является более сильным.
Рассмотрим основные этапы истории возникновения и развития прямого налогообложения в России.
С объединением Древнерусского государства (конца IX в.) основным источником доходов казны является дань - прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега (начало X в.). При этом древнерусские летописи именуют «данью» военную контрибуцию (8, С.157).
По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань перестает быть контрибуцией и превращается в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен. При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье - до начала XX в. дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами – «по шлягу от рала» (шляг - арабские монеты платежное средство того времени на Руси).
Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимают в денежной форме.
С 1556 г. проводятся реформы государственного и местного управления, были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждаются губные и земские учреждения.
Главным изменением в системе прямых налогов в эпоху Петра I был переход от подворного налогообложения к подушной подати.
Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.
В России с конца XVIII в. подушный налог становится главным доходом государства (на него приходилось свыше половины всех доходов). Плательщиками подушной подати были все разряды крестьян (зависимые, черносошные, бобыли), посадские люди и купцы. Впоследствии от уплаты подушной подати освобождались купцы (при Екатерине II), почетные граждане (при Николае I) и другие категории населения.
При Александре I изменения в акты законодательства вносились в части следующих фискальных сборов и налогов:
- оброчный сбор;
- гильдейский сбор;
- пошлина с наследств;
- горная подать;
- гербовый сбор;
- питейный сбор.
Вводятся новые обязательные платежи, например:
- процентный сбор с доходов от недвижимого имущества;
- кибиточная подать;
- попудный сбор с меди (8, С.163).
Существенному пересмотру подвергается система земских денежных и натуральных повинностей. Реформируется система организации сбора налогов.
В связи с проведением крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовый налог, земские налоги и сборы.
Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции становится принятие Декрета Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов. Декретом предусматривались твердые сроки налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты - «вплоть до расстрела».
В 1930 - 1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (Постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено.
В послевоенный период происходит постепенное замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них становится перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций.
Но одновременно ими уплачивался налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% в составе доходной части бюджета СССР (12, С.184).
В 1986 г. полностью разрешается индивидуальная трудовая деятельность граждан.
Доходы, получаемые от занятия индивидуальной трудовой деятельностью, облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. устанавливается налог с владельцев транспортных средств.
Основы налоговой системы и система налогового законодательства РФ формируются в октябре - декабре 1991 г.
Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6-7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и т. д.
В настоящее время основная часть доходов бюджета РФ от прямого налогообложения приходится на такие налоги как: налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; налог на имущество предприятий, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых и т.д.

2. Место прямых налогов в налоговой системе РФ

Определить место прямых налогов в налоговой системе РФ можно изучив аспекты поступления прямых налогов в бюджетную систему России.
Данные о поступлении прямых налогов в бюджет расширенного правительства отображены в табл. 2.1.
Бюджет расширенного правительства (БРП) шире консолидированного бюджета. К БРП принято относить помимо федерального бюджета, региональных и муниципальных бюджетов еще и государственные внебюджетные фонды. Таким образом, это все деньги, которые государство, органы государственного управления, регионы, муниципальные образования и фонды могут собрать и потратить в соответствии с действующими законами.
Таблица 2.1.
Поступления основных прямых налогов в бюджет расширенного
правительства РФ в 2004-2006 гг., трлн. руб.
2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Налог на прибыль 0,17 0,19 0,14 0,14 0,20 0,26 0,28
НДФЛ 0,07 0,09 0,11 0,13 0,13 0,14 0,15
Платежи за пользование природными ресурсами 0,03 0,05 0,13 0,11 0,13 0,18 0,20
ЕСН во внебюджетные фонды 0,22 0,23 0,13 0,14 0,14 0,17 0,19
Источник: МЭРТ

Как следует из представленных данных, для всего периода с 2000 по 2006 г. характерен рост налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства Российской Федерации в реальном выражении: годовой прирост данной величины составлял от 4,3% (2003 г.) до 25,1% (по итогам 2000 г.), что в основном обусловлено значительным ростом поступлений по налогу на прибыль, НДС и вывозным таможенным пошлинам. Если же рассматривать период после основных изменений налогового законодательства, то максимальный прирост налоговых доходов в реальном выражении наблюдался по итогам 2005 г. - 11,1%. Схожая динамика характерна и в отношении налоговых доходов в долях ВВП, которая к 2005 г. достигла максимальной величины за рассматриваемый период времени (36,9% ВВП). В 2006 г. доля налоговых доходов осталась на неизменном уровне - 36,9% ВВП (15, С.49).


Рис. 2.1. Динамика поступления налога на прибыль в бюджет расширенного правительства РФ в 2000-2006 гг., трлн. руб.

Как видно из рисунка 2.1. в 2006 году доходы бюджета расширенного правительства РФ от налога на прибыль организаций составили около 280 млрд. рублей. Что является самым высоким показателем за рассматриваемый период. По сравнению с 2000 годом этот показатель увеличился более чем на 40% (0.17 трлн. руб. в 2000 г.)


Рис. 2.2. Доля налога на прибыль организаций в налоговых поступлениях в бюджет расширенного правительства в 2000-2006 гг.
Из рисунка 2.2. видно, что в 2006 году доля налога на прибыль организаций составила 17,1% всех налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства Российской Федерации. Это говорит о том, что налог на прибыль организаций занимает существенное место в налоговой системе России.
Стоит так же отметить, что в 2002-2003 гг. наблюдалось уменьшение доли налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет расширенного правительства РФ. Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2002 и 2003 гг. стало вступление в действие новых положений Налогового кодекса, относящихся к данному налогу, в частности, изменение структуры и объема затрат (в сторону увеличения), принимаемых к вычету при определении налоговой базы, снижение налоговой ставки с 35 до 24%, применение «переходного» положения, связанного с определением налоговой базы по «методу начислений», изменение начисления амортизации, а также общее снижение чистого финансового результата деятельности предприятий.


Рис. 2.3. Динамика поступления ПППР в бюджет расширенного правительства РФ в 2000-2006 гг., трлн. руб.

Как видно из рисунка 2.3. в 2006 году поступления платежей за пользование природными ресурсами (ПППР) в бюджет расширенного правительства РФ составили 200 млрд. рублей. В то время как в 2000 году ПППР составили всего лишь 30 млрд. рублей. Стоит отметить, что большой скачок был в 2002 году 130 млрд. рублей против 50 млрд. в 2001 г.



Рис. 2.4. Динамика поступления НДФЛ в бюджет расширенного правительства РФ в 2000-2006 гг., трлн. руб.

Рассматривать динамику поступлений налога на доходы физических лиц необходимо с учетом того, что в 2001 г. была проведена его реформа, в результате которой была введена плоская шкала налогообложения со ставкой налога в 13%. Так, можно заметить, что уже по итогам 2001 г. был зафиксирован рост налоговых поступлений. Одним из факторов роста является то, что до реформирования нижняя граница налога составляла 12%, поэтому ее увеличение на 1% при предположении о неизменности налоговой базы или ее расширении привело к заметному росту поступлений (по различным оценкам приблизительно на 0,1% ВВП), даже несмотря на снижение предельной ставки налога для той части населения, которая платила налог по более высокой ставке (снижение поступлений приблизительно на 0,05% ВВП). Кроме того, по оценкам, около 0,2% ВВП роста поступлений подоходного налога было обусловлено расширением налоговой базы. Последующий рост был в основном вызван общим ростом доходов населения вследствие роста экономики, а также частичной легализацией доходов (15, С.52).
На рисунке 2.5. представлена доля основных прямых и косвенных налогов в доходах бюджета расширенного правительства РФ.



Рис. 2.5. Доля основных налогов в доходах бюджета расширенного правительства в 2006 году

Как видно из рисунка 2.5. такой прямой налог как налог на прибыль составляет 15,7% всех доходов бюджета расширенного правительства. Платежи за пользование природными ресурсами (ПППР) составляют 11,2% доходов бюджета расширенного правительства. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - 8,7%. Единый социальный налог (ЕСН) - 4,9%.
Более 1/5 доходов бюджета расширенного правительства России составляют доходы от внешнеэкономической деятельности (ВЭД), куда входят вывозные и ввозные таможенные пошлины. Доходы от ВЭД относятся к косвенным налогам, поэтому можно сказать, что основная часть налоговых доходов бюджета расширенного правительства приходится на доходы от ВЭД.


Рис. 2.6. Доля прямых и косвенных налогов в доходах бюджета расширенного правительства РФ в 2006 г
Вместе с тем, на прямые налоги приходится более 40% доходов бюджета расширенного правительства РФ (рис. 2.6), в то время как косвенные налоги составляют около 38% всех доходов бюджета расширенного правительства.
Динамика поступления основных прямых налогов в федеральный бюджет РФ представлена в табл. 2.2.
Таблица 2.2.
Поступления основных прямых налогов в федеральный бюджет РФ
в 2004-2006 гг., млрд. руб.
2004 г.* 2005 г. 2006 г. 2007 г.**
Налог на прибыль 184,6 377,6 509,9 580,4
НДПИ 393,9 854,5 1094,3 1037,7
ЕСН зачисляемый в федеральный бюджет 388,3 266,1 315,8 368,7
Налоговые доходы 2438,6 3055,5 3167,8 3814,9
* - данные на декабрь 2004 г.
** - закон «О федеральном бюджете на 2007 г».
Источник: Минфин

По итогам 2006 года НДПИ достиг 509,9 млрд. руб. (табл. 2.2), что составляет больше трети всех налоговых доходов федерального бюджета за этот год (рис. 2.7).



Рис. 2.7. Доля НДПИ в налоговых доходах федерального бюджета
в 2004-2006 гг.
* - данные на декабрь 2004 г.
Таблица 2.2.
Поступления основных прямых налогов в бюджет
Республики Татарстан в 2004-2006 гг., млрд. руб.
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.*
Налог на прибыль организаций 6,64 8,01 12,5 18,27
НДФЛ 4,73 10,01 10,28 12,35
Налог на имущество организаций 1,43 2,03 3,94 4,39
НДПИ 2,08 1,22 2,02 2,88
Налоговые доходы 18,75 25,49 33,46 42,49
* - закон РТ «О бюджете РТ на 2007 год»

По итогам 2006 года, налог на прибыль организаций составил 37.3% всех налоговых поступлений в бюджет Республики Татарстан за этот год - 12,5 млрд. руб. (рис. 2.8)


Рис. 2.8. Поступления налога на прибыль организаций в бюджет Республики Татарстан в 2004-2007 гг.
* - закон РТ «О бюджете РТ на 2007 год»

Налог на доходы физических лиц в 2006 году достиг 10,28 млрд. руб. и составил 30,7% всех налоговых доходов бюджета Республики Татарстан.
Налог на имущество организаций в 206 году составил 11,7% всех налоговых поступлений в республиканский бюджет. В законе РТ «О бюджете Республики Татарстан» налог на имущество организаций запланирован в размере 4,39 млрд. руб. или 10,3% всех налоговых доходов.


Рис. 2.9. Доля прямых налогов в налоговых доходах бюджета РТ
в 2004-2007 гг.

Как видно из рисунка 2.9. доля прямых налогов в налоговых доходах бюджета РТ с каждым годом увеличивается. Так, в 2004 году доля прямых налогов составляла 79,4%. В 2005 году - 83,3%. В 2006 году доля прямых налогов достигла 85%. А в законе РТ «О бюджете Республики Татарстан» на 2007 год прямые налоги составляют почти 90% всех налоговых доходов.
Итак, проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что прямые налоги играют существенную роль в налоговой системе РФ и формировании доходов бюджетной системы России.



3. Прямые налоги взимаемые в зарубежных странах

Рассмотрение зарубежного опыта взимания прямых налогов начнем с налога на доходы физически лиц.
Налоги на доходы физических лиц чрезвычайно многообразны. Подоходное налогообложение получило наибольшее распространение после Первой мировой войны. Подоходный налог в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные историческими, политическими, экономическими и иными факторами. Однако можно выделить некоторые общие черты, характерные для большинства развитых стран (17, С.14).
Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние - по отдельным видам доходов. Налогоплательщики, как правило, подразделяются нерезидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства - пребывание физического лица в стране на протяжении определенного периода в течение финансового года. В большинстве стран этот период составляет шесть или более месяцев (свыше 183 календарных дней). Если этот критерий для конкретного случая недостаточен, то используются следующие дополнительные критерии: привычное жилище (основное жилье), центр жизненных интересов, национальность, гражданство и т.д.
Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит в том, что резиденты несут полную налоговую ответственность с мирового (глобального) дохода, т.е. подлежат подоходному налогообложению по всем источникам - как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. налогообложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране. Отдельные страны устанавливают другие правила. В США, к примеру, система разделения физических лиц на резидентов и нерезидентов применяется только в отношении неграждан США (граждан других государств и лиц без гражданства), а все граждане США несут полную налоговую ответственность.
Во всех развитых странах ставки по подоходному налогу являются прогрессивными и, как правило, построены по системе сложной прогрессии. Для большинства развитых стран в последние десятилетия характерны следующие изменения в ставках подоходных налогов: значительное снижение предельных (максимальных) ставок, сокращение числа применяемых ставок, увеличение размеров необлагаемого минимума, индивидуальных и семейных вычетов. Следовательно, можно говорить о возникновении тенденции плавного перехода от прогрессивного к пропорциональному налогообложению доходов (11, С.116).
Таблица 3.1.
Величина налога на прибыль организаций некоторых стран мира
№ Страна Налог с доходов компании на 1 января 2007г., % Изменение величины налога за 5 лет, на %
1 Кувейт 55,00 н.д.
2 ОАЭ 55,00 н.д.
3 Япония 40,69 -1,31
4 Соединенные Штаты Америки 40,00 0,00
5 Германия 38,36 0,00
6 Италия 37,25 -3,00
7 Южная Африка 36,90 -0,90
8 Канада 36,10 -2,50
9 Аргентина 35,00 0,00
10 Мальта 35,00 н.д.
Источник: KPMG

По данным консалтинговой компании KPMG, на начало 2007 года наибольший налог на прибыль организаций был в Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах, где он составлял 55%. Среди стран, входящих в Европейский Союз, максимальная ставка налога была зафиксирована в Германии – 38,36%. В Азиатско-тихоокеанском регионе самым большим он был в Японии (40,69%), а в Латинской Америке лидером по этому показателю стала Аргентина (35%) (17, С.15).
В большинстве стран налог на прибыль за последние пять лет снизился, в среднем по миру это снижение составило с 3,9%, до 26, 80%, что позволяет говорить об общемировой тенденции. Снижение корпоративного налога позволяет государству повысить свою инвестиционную привлекательность, а приток инвестиций даёт рост рабочих мест и развитие инфраструктуры.
Налогообложение имущества в развитых странах осуществляется на основе двух групп налогов: налогов на совокупную стоимость имущества и налогов на отдельные виды имущества. Налоги на совокупную стоимость имущества в свою очередь подразделяются на налоги на личное состояние физических лиц и налоги на имущество юридических лиц.
Налогом на личное состояние облагается стоимость имущества физических лиц, за вычетом обязательств, возникающих в связи с владением имуществом. Налог на личное состояние может взиматься либо по единой ставке, либо в соответствии со шкалой прогрессивного налогообложения. Единая ставка налогообложения применяется в Германии, Бельгии, Исландии и Люксембурге. Система прогрессивного налогообложения действует в Швеции, Финляндии, Норвегии, Испании и Швейцарии. В других развитых странах указанный вид налогообложения не применяется.
Важная особенность налога на личное состояние заключается в достаточно высокой первоначальной сумме, с которой начинается обложение. Кроме того, обычно предусматриваются значительные льготы, предоставляемые различным категориям плательщиков. В структуре общих налоговых поступлений доля налогов на личное состояние редко превышает 0,5%. Единственной страной, где доля этого налога существенна, является Швейцария. В начале 2000-х гг. доля налогов на личное состояние в общем объеме налоговых поступлений в этой стране составляла около 2,2%, что объясняется спецификой швейцарской налоговой системы.
С налогом на личное состояние в принципе сходна система ежегодного налогообложения имущества юридических лиц. Эти налоги объединяет объект налогообложения - совокупная стоимость различных видов имущества, за вычетом обязательств, связанных с владением или распоряжением, и иных предоставляемых льгот. Поступления по данному виду налогов в общем объеме налоговых поступлений в 2005 г. составляли: в Люксембурге - 2,93%, в Швейцарии - 1,49, в Германии - 0,9, в Канаде - 0,85, в Австрии - 0,65, в Норвегии - 0,35, в Финляндии - 0,02, в Швеции - 0,01%. В остальных странах ОЭСР система единого налогообложения имущества юридических лиц не применяется (17, С.16).
Специальные налоги на отдельные виды имущества отличаются чрезвычайным разнообразием. Чаще всего этими налогами облагаются жилые дома, строения, сооружения и установки, застроенные и незастроенные земельные участки, средства транспорта (грузовые и легковые автомобили, мотоциклы, моторные лодки, самолеты и др.).
Все поимущественные налоги относятся к региональным, или местным, налогам, однако часто на центральном (федеральном, конфедеральном) уровне осуществляется общая регламентация их взимания. Специальные поимущественные налоги являются исторически самыми устоявшимися налогами. Доля поступлений по этим налогам в общем объеме налоговых поступлений в развитых странах сильно различается. Так, если в Великобритании эта доля составляет свыше 10%, то в Бельгии, Греции, Австрии, Италии, Люксембурге, Турции, Финляндии, Швейцарии и Швеции, Испании она не превышает 1%. К странам с высокой долей поступлений по налогам на отдельные виды имущества относятся США (свыше 9%), Канада (свыше 8%), Новая Зеландия (около 6%), Австралия (почти 5%), Ирландия (2,5%), Франция (около 2%) (17, С.16).
Налогообложение земельных участков различается в зависимости от хозяйственного назначения. Существуют различные системы налогообложения застроенных земельных участков, земель, используемых в сельском хозяйстве, и незастроенных земельных участков, не используемых для сельскохозяйственного назначения. Ставки этих налогов обычно устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. От этих налогов могут освобождаться объекты, находящиеся в государственной собственности, в собственности органов местного самоуправления, а также в собственности ряда организаций, список которых устанавливается законодательно.
От поимущественных налогов следует отличать налоги на доходы от реализации имущества и налоги на доходы от владения или распоряжения имуществом. Эти группы налогов имеют разные объекты обложения:
1) объект обложения поимущественными налогами - стоимость имущества (или ее оценка);
2) налогами на доходы от реализации имущества облагается разница между продажной и покупной ценами;
3) объекты обложения налогом на доходы от владения имуществом - как правило, арендные платежи, получаемые собственником от сдачи имущества в аренду (14, С.159).
Налогообложение доходов второго и третьего типов осуществляется либо в рамках общей системы подоходного налогообложения (налог на доходы физических лиц и корпорационный налог), либо путем введения специальных (дополнительных) налогов. К таким специальным налогам относится налог на прирост капитала, взимаемый с доходов от реализации определенных видов имущества (ценных бумаг, застроенных и незастроенных земельных участков, зданий, строений, сооружений). Доходы от владения и распоряжения имуществом, несмотря на то, что они чаще всего облагаются налогом в рамках общей системы подоходного налогообложения, имеют определенную специфику. Эти доходы облагаются налогом не только с учетом расходов на приобретение и содержание имущества: к ним почти всегда применяются особые режимы определения налоговой базы, для них характерны относительно высокий необлагаемый минимум, система различного рода зачетов и скидок.
Определение налоговой базы при обложении доходов от реализации и владения имуществом всегда осуществляется с учетом индекса инфляции, применяемого к ценам приобретения и расходам на содержание имущества. Во всех развитых странах ежегодно публикуется официальный индекс инфляции, на размер которого корректируются (увеличиваются) расходы по приобретению и содержанию имущества либо вычитаемые из доходов от реализации, либо учитываемые при определении налоговых обязательств по доходам в форме рентных платежей. Система индексации может применяться для пересчета первоначальной (покупной, балансовой) стоимости имущества.
Налогообложение имущества, особенно отдельных его видов, зачастую не связано с подоходным налогообложением. Нередко этим занимаются разные службы. Например, в США специалисты, производящие оценку стоимости недвижимого имущества, даже не имеют доступа к информации о доходах налогоплательщиков. Поимущественным налогообложением занимаются налоговые органы отдельных штатов, а налогообложение доходов осуществляется федеральным органом - Службой внутренних доходов. Кроме того, в США обложение отдельных видов имущества может быть отнесено к компетенции местных органов самоуправления (муниципалитетов, графств).
В Великобритании, напротив, действует единый налог, взимаемый с совокупной стоимости недвижимого имущества. Базой налогообложения служит годовая чистая стоимость имущества, которая переоценивается в соответствии с действующей методологией. Основой для определения годовой чистой стоимости имущества является стоимость его найма в условиях свободного рынка при условии, что наниматель несет все расходы, связанные с ремонтом, содержанием и техническим текущим обслуживанием и страхованием. Оценка имущества для целей налогообложения осуществляется специальной оценочной комиссией Службы внутренних доходов.
К налогам на переход права собственности относятся налоги на наследство, налоги на дарение, налоги на операции с ценными бумагами, а также сборы, взимаемые за регистрацию сделок с объектами недвижимости и отдельными объектами движимого имущества.
Налогами на наследство и дарение облагаются движимое и отдельные виды недвижимого имущества при переходе от одного физического лица к другому на безвозмездной основе. Безвозмездная передача имущества от юридического лица физическому лицу облагается налогами на доходы физических лиц, а безвозмездная передача имущества от физического лица юридическому лицу может быть объектом обложения налогом на доходы юридических лиц.
Налог на наследство - это налог с имущества (как движимого, так и недвижимого), переходящего к новому собственнику по праву наследования. Налог на дарение - это налог с имущества (движимого или недвижимого), переходящего от одного собственника к другому в виде дара. Так как тем и другим налогами облагается имущество, право на которое переходит к новому владельцу не в результате коммерческой сделки, указанные налоги объединены в одну группу и называются налогами на переход права собственности на состояние (wealth transfer taxes).
В большинстве стран оба налога действуют раздельно, в некоторых - принят единый налог с наследства и дарений. Однако в нервом случае налоги, как правило, являются взаимоувязанными, т.е. регулируются общими нормами, для них характерен общий порядок определения налоговой базы.
Практически во всех развитых государствах налогообложение наследств и дарений осуществляется на центральном (федеральном) уровне. Из стран ОЭСР только в Австралии и Канаде наследство и дарение не облагаются специальным налогом ни на уровне федерального правительства, ни на уровне штатов в Австралии и провинций в Канаде. В этих двух странах получаемое наследство и дарение подпадают под обложение налогами на доходы. Еще одно исключение - Швейцария, где обложение наследства и дарения осуществляется на уровне кантонов.
Ставки обложения налогом на наследство и дарение во всех странах строятся по сложной прогрессии. Как правило, действует система налоговых классов, в соответствии с которой наследники и получатели дарений разделяются на классы в зависимости от степени родства (I - наследники по прямой линии, II - супруги, III - братья и сестры, IV - дальние родственники, и т.д.). Для каждого класса определена система налоговых ставок, повышающихся при уменьшении степени родства. От налогового класса зависит и размер суммы, с которой начинается обложение, а также применение ряда разрешенных законом вычетов.
Особую группу налогов составляют налоги на ценные бумаги. Эти налоги подразделяются на следующие виды: 1) налог на эмиссию акций, облигаций и других ценных бумаг, взимаемый с акционерных компаний (ставки устанавливаются, как правило, в зависимости от вида ценных бумаг, а в некоторых случаях от номинальной цены); 2) налог на операции с ценными бумагами (разновидностью является налог на биржевые сделки), взимаемый при переходе права собственности на ценные бумаги. Налог на эмиссию ценных бумаг, по сути, представляет собой сбор, являющийся одним из условий регистрации проспекта эмиссии. От обложения налогом на ценные бумаги обычно освобождаются облигации государственных и местных займов.


Заключение

В результате проведенного нами исследования в полной мере была достигнута цель курсовой работы.
В ходе проведенного исследования мы решили следующие задачи задачи:
- определили сущность и исторически аспекты возникновения прямых налогов;
- установили место прямых налогов в налоговой системе РФ;
- изучили прямые налоги взимаемые в зарубежных странах.
Основываясь на результаты исследования можно сделать следующие выводы.
Налог по своей экономической сущности представляет собой принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социально-экономической политики.
По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).
Косвенные налоги - это налоги на товары или услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу.
Прямые налоги играют существенную роль в налоговой системе Российской Федерации и формировании доходной части бюджетной системы.
Во всех развитых странах ставки по подоходному налогу являются прогрессивными и, как правило, построены по системе сложной прогрессии.
Налоги на доходы физических лиц чрезвычайно многообразны. Подоходное налогообложение получило наибольшее распространение после Первой мировой войны. Подоходный налог в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные историческими, политическими, экономическими и иными факторами.
Наибольший налог на прибыль организаций установлен в Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах. Среди стран, входящих в Европейский Союз, максимальная ставка налога зафиксирована в Германии. В Азиатско-тихоокеанском регионе самая большая ставка в Японии, а в Латинской Америке лидером по этому показателю является Аргентина.
В большинстве стран налог на прибыль за последние пять лет снизился, в среднем по миру это снижение составило с 3,9%, до 26,80%, что позволяет говорить об общемировой тенденции.
Налогообложение имущества, особенно отдельных его видов, зачастую не связано с подоходным налогообложением. Нередко этим занимаются разные службы. Например, в США специалисты, производящие оценку стоимости недвижимого имущества, даже не имеют доступа к информации о доходах налогоплательщиков. Поимущественным налогообложением занимаются налоговые органы отдельных штатов, а налогообложение доходов осуществляется федеральным органом - Службой внутренних доходов. Кроме того, в США обложение отдельных видов имущества может быть отнесено к компетенции местных органов самоуправления (муниципалитетов, графств).

 Скачать полную версию - kursak-vozniknovenie-i-razvitie.zip [195.18 Kb] (cкачиваний: 266) 



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 
.: Навигация СПбТЭИ

Рефераты
Статьи
Курсовые работы
Дипломные работы
Факультеты института
Студенческое научное общество
Основные контактные адреса и телефоны института
Каталог
История института
Фотографии из жизни института

.: Факультеты
  • Экономика товарного обращения
  • Основы товароведения и экспертизы товаров
  • Бухгалтерский учет в торговле
  • Торгово-технологические процессы на предприятиях торговли
  • Экономика, анализ и планирование деятельности предприятий торговли и общественного питания
  • Менеджмент
  • Ценообразование
  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия торговли
  • Налоги и налоговое законодательство
  • Персональная информатика в маркетинге и менеджменте
  • Технология приготовления продуктов общественного питания
  • Деньги, кредит, банки
  • Стратегическое планирование
  • Финансы и кредит
  • Деловое общение
  • Мировая экономика
    .: Голосование

    Очень высокий
    Высокий
    Средний
    Ниже среднего
    Не могу оценить



    .: Самое популяное
    » Курсовая работа. Имидж Организации
    » Курсовая работа на тему "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ"
    » Курсовая работа "Финансовый леверидж и его роль в управлении предприятием"
    » Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках
    » Денежно-кредитная политика государства
    » Возникновение и Развитие Прямых Налогов
    » Курсовик - Целевые бюджетные и внебюджетные фонды в системе государственных финансов.
    » Курсовая работа. Анализ Рисков Корпоративных Инвестиционных Проектов
    » Пути Снижения Затрат на Производство Продукции
    » Реферат на тему "Компьютерные вирусы"
    » Источники Финансирования Инвестиционной Деятельности
    » Учение В.И.Вернадского о биосфере
    » Реферат - Классификация компьютерных сетей
    » Инфляция- экономические и социальные последствия инфляции
    » Налоговое Планирование в Организации
    » Кадровые стратегии
    » Монетарная политика государства
    » Издержки Производства и Себестоимость Продукции
    » Макс Вебер вклад в современную науку
    » Курсовая работа на тему "АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФИРМЫ"
    » Экологическая культура
    » Предмет и методы микроэкономики
    » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    » Затраты и результаты деятельности предприятия
    » Сущность Российского парламентаризма

    .: Реклама


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Ноябрь 2009 (1)
    Август 2009 (28)
    Июль 2009 (38)
    Июнь 2009 (40)
    Май 2009 (47)
    Апрель 2009 (41)
    Март 2009 (41)
    Февраль 2009 (46)
    Январь 2009 (45)
    Декабрь 2008 (38)
    Ноябрь 2008 (39)
    Октябрь 2008 (38)
    Сентябрь 2008 (39)
    Август 2008 (40)
    Июль 2008 (37)
    Июнь 2008 (37)
    Май 2008 (41)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (42)
    Февраль 2008 (44)
    Январь 2008 (38)
    Декабрь 2007 (35)
    Ноябрь 2007 (35)
    Октябрь 2007 (39)
    Сентябрь 2007 (38)
    Август 2007 (37)
    Июль 2007 (33)
    Июнь 2007 (39)
    Май 2007 (54)
    Апрель 2007 (43)
    Март 2007 (40)
    Февраль 2007 (49)
    Январь 2007 (43)
    Декабрь 2006 (38)
    Ноябрь 2006 (37)
    Октябрь 2006 (42)
    Сентябрь 2006 (36)
    Август 2006 (40)
    Июль 2006 (38)
    Июнь 2006 (39)
    Май 2006 (30)
    Апрель 2006 (28)
    Март 2006 (30)
    Февраль 2006 (31)
    Январь 2006 (29)
    Декабрь 2005 (39)
    Ноябрь 2005 (30)
    Октябрь 2005 (37)
    Сентябрь 2005 (37)
    Август 2005 (39)
    Июль 2005 (31)
    Июнь 2005 (29)

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     


  • Неофициальный сайт СПб ТЭИ - "Санкт-Петербургский торговоэкономический институт"
    Связь с администрацией | Статистика | Карта сайта
    Все права защищены 2007-2014 ©