Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Денежно-кредитная политика государства


Поиск по сайту:

Денежно-кредитная политика государства
Раздел: Курсовые работы | 22 марта 2008 | Автор:BadBoy | просмотров: 35217 | печать
 (голосов: 9)

На сегодняшний день в рыночной экономике существует множество социально-экономических проблем, решение которых невозможно без вмешательства государства. Иначе говоря, понятия "рыночная система" или "рыночная экономика" абстрактны, это упрощенная картина действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни когда-либо, ни сегодня нет и не было ни одной страны, экономика управляемая только при помощи рыночного механизма. Вместе с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас ещё больше механизм государственного регулирования экономики.
В промышленно развитых странах со смешанной экономикой вмешательство государства в экономику далеко не одинаково. Оно различается по масштабам регулирования, методам и формам воздействия государства на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое вмешательство государства в экономическую жизнь.
По большому счету экономическая роль государства может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:
• разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
• обеспечение сохранности рыночного механизма и поддержка конкуренции ;
• перераспределение материальных благ и доходов, направленное в первую очередь на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных социальных групп;
• регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;
• стабилизация экономики в условиях непостоянности экономической конъюнктуры и стимулирование экономического роста;
• предпринимательская деятельность.
Кредитные и финансовые методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении как еденное целое образуют денежно-кредитную или иначе монетарную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия». Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа.
Из вышеизложенного определения следует, что денежно-кредитная политика не является чем-то самодостаточным, она очень тесно связана с другими регулирующими функциями государства (регулированием бюджетно-налоговой политикой, инвестиционной деятельности, системой поддержки малого предпринимательства и т.д.).
Тема безусловно актуальна, так как двойственный, в значительной мере неудачный опыт реформирования российской экономики все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о методах и формах проведения денежно-кредитной политики.
Целью данной работы является комплексное изучение кредитных и финансовых методов государственного регулирования экономики. Осуществление назначенной цели требует решения следующих задач:
− исследования механизма проведения Центральным банком монетарной политики;
− ознакомление состоянием дел на сегодняшний день в российской практике;
− рассмотрение главных путей реализации этой политики на ближайшее будущее.
Постановка и последовательное решение данных задач определяет структуру работы. Рассмотрению каждой из них посвящена отдельная глава.
Глава 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Особенности Банковской системы России. Монетарная политика Центрального Банка
СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ.
Чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет создание и развитие современной банковской системы. Банковский сектор — это канал, через который посылаются импульсы денежно-кредитного регулирования.
Становление российской банковской системы как одного из основных институтов рыночной экономики имело ряд особенности, что повлияло на механизм, задачи и результаты проводимой денежно-кредитной политики.
Банковская система России сегодня пред¬ставлена двумя уровнями. В юридическом пла¬не она опирается на принятые 2 декаб¬ря 1990 г. Верховным Советом РСФСР специ¬альные законы: Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности РСФСР» и Закон «О Центральном бан¬ке РСФСР (Банке России»), а также новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности», принятого в июле 1995 г.
Данные российские законы внесли значительные изменения в существовавшую на тот момент кредитно-банковскую систему страны, этим по¬ложив начало качественно новому этапу в формировании этой систе¬мы и ее правового обеспечения.
Согласно законодательству в России появилась возможность созда¬ние банка на основе практически любой формы собственности, это и поло¬жило начало устранению государственной монополии на бан¬ковскую деятельность.
В редакции Закона РФ «О банках и банковской дея¬тельности»,которая была принята в июле 1995 г., отмечено, что банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.
В Законе «О банках и банковской деятельности» предусмотре¬на возможность существования на российском кредитном рынке банков, которые способны предоставлять иностранный капитал, определены ус¬ловия лицензирования их деятельности и полномочия Банка Рос¬сии касательно формирования их уставного капитала.
Чрезвычайно важное значение имело утверждение на законода¬тельном уровне принципа самостоятельности банков относительно органов го¬сударственной власти и управления при принятии определенных решений, свя¬занных с проведением банковских операций.
Согласно Закону кредитная организация − это юридическое лицо, которое имеет целью получение прибы¬ли, и на основе лицензии Банка России имеет право реализовывать банковские операции. Состав банковских операций также предусмотрен в Законе «О банках и банковской деятельности».
Кредитные организации подразделяют на банки и небанковские кре¬дитные организации.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
− привлечение во вклады денежных средств физических и
юридических лиц;
− размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности;
− открытие и ведение банковских счетов физических и юри¬дических лиц;
− покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты (наличной и на счетах);
− привлечение и размещение драгоценных металлов во вклады;
− финансирование капитальных вложений по поручению вла¬дельцев или распорядителей депозитов.
Небанковская кредитная организация − кредитная органи¬зация, обладающая правом осуществлять некоторые банковские опе¬рации, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. Возможное сочетание банковских операций для небанковских кредитных организаций определяется Банком России.
Следствием принятия и введения в действие вышеуказанных законов явилось то, что кредитно-банковская система России приобрела следу¬ющий вид:
− Центральный банк РФ (Банк России);
− Сберегательный банк;
− коммерческие банки различных видов, в том числе специ¬альные банки развития;
− банки со смешанным российско-иностранным капиталом;
− иностранные банки, филиалы банков-резидентов и нере¬зидентов;
− союзы и ассоциации банков;
− иные кредитные учреждения.
Новое банковское законодательство внесло практически радикальны из¬менения не только в структуру кредитно-банковской системы, но и в принципы построения и управления данной системой. Банковская система России обрела двухуровневое построение. В данном случае критерием отнесения элементов к тому или другому уровню является их положение в системе, определенное отношениями субординации. Так например, Центральный банк находится на верхнем уровне, поскольку уполномочен государст¬вом регулировать и контролировать систему в целом, т.е. осуще¬ствлять функцию управления всей системой. А коммерческие банки и кредитные учреждения состав¬ляют нижний уровень системы.
ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ.
В экономической практике многих стран применяются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
— операции на открытом рынке, т.е. на рынке казначейских ценных бумаг;
— политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка
— изменение норматива обязательных резервов.
В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. С помощью продажи или покупки на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк способен осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Такие операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно вместе с группой крупных банков и иных финансово-кредитных организаций.
Схема проведения таких операций такова:
1. Представим себе, что на денежном рынке наблюдается излишнее количество денежной массы в обращении и основной задачей Центральный банк ставится ограничение или ликвидация этого излишка. В этой ситуации Центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке населению или банкам, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Так как предложение государственных ценных бумаг растет, рыночная цена на них падает, а процентные ставки по ним повышаются, и, благодаря этому, возрастает «привлекательность» для покупателей. Банки и население (через своих дилеров) начинают оживленно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит, в конце концов, к уменьшению банковских резервов. Сокращение банковских резервов, со своей стороны, снижает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. График предложения денег сдвигается влево, а процентная ставка растет.
2. На денежном рынке бывают и другие ситуации, как например недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк
проводит политику, ориентированную на увеличение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения. Таким образом Центральный банк повышает спрос на государственные ценные бумаги. В итоге их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, это делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинается продажа государственные ценные бумаги, а это приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и — к увеличению денежного предложения. График предложения денег сдвинется вправо, процентная ставка упадет.
Учетная ставка — это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. При этом Центральный банк дает этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а только тем, кто имеет устойчивое финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Её уменьшение делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Коммерческие банки желают получить кредит. В данном случае повышаются избыточные резервы коммерческих банков, активизируя мультипликационное увеличение количества денег в кругообороте. Напротив, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Что интересно некоторые коммерческие банки, располагающие заемными резервами, даже пытаются возвратить их, потому что они становятся дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Политика учетных ставок занимает второе по значению место среди инструментов денежно-кредитной политики после политики Центрального банка на открытом рынке и проводится обычно в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке. Например, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке стремясь уменьшить денежное предложение Центральный банк повышает учетную ставку (делает её выше доходности ценных бумаг), ускоряя процесс купли населением правительственных ценных бумаг у коммерческих банков, так как банкам становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышать эффективность операций на открытом рынке. Напротив, при покупке ЦБ государственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этом случае коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения,
которое заинтересовано в их продаже. Расширительная политика Центрального банка становится более эффективной.
В основе действия этого инструмента денежно-кредитной политики лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский (денежный) мультипликатор, а именно:
а) если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения;
б) при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег. Этот инструмент монетарной политики наиболее мощный, так считают специалисты, занимающиеся данным вопросом, однако он достаточно груб, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже малейшее изменение нормы обязательных резервов может вызвать значительные изменения в объеме банковских депозитов и кредита.
1.2 Цели, объекты, эффективность монетарной политики государства
Монетарная политика государства тра¬диционно рассматривается как главное на¬правление государственного регулирования эко¬номики. Высшая цель денежно-кредитной политики го¬сударства состоит в обеспечении эффективной занятости, стабиль¬ности цен и росте реального объема ВНП. Она достигается при помощи меропри¬ятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются долгое время, рассчитаны не на один день и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и реальные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, которые находятся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.
Так или иначе, проводником монетарной политики государства выступает ЦБ в соответствии с присущими ему функциями, а объектами политики являются спрос и предложение на денежном рынке.
ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА.
Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос и предложение денег, а также формирование равновесной «цены» денег (рис.1.)
Предложение денег (MS) - это общее количество денег находящихся в обращении, и складывающееся из М1, М2, М3.
Предложение денег изображается графически вертикальной прямой, так как предполагается, что финансовые и денежно-кредитные учреждения создали определенное, фик¬сированное на данный момент количество денег, независящее от величины ставки процента. На самом деле предложение денег зависит от целей, поставленных перед денежно-кредитной системой страны:
1. Если денежно-кредитная политика ставит цель под¬держание на постоянном уровне количества денег в обращении, то линия денежного предложения будет вертикальной прямой.


Рис.1. Денежное предложение при различных целях денежно-кредитной политики: MS1 — денежное предложение при монетарной политике, направ¬ленной на поддержание неизменной массы денег в обращении; MS2 — денеж¬ное предложение при гибкой денежно-кредитной политике; MS3 — денежное предложение при допущении изменения и массы денег в обращении, и ставки процента.
2. Также целью монетарной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента. Данная денежно-кредитная политика называется гибкой. При выборе гибкой монетарной политики линия денежного предложения будет представлена в виде горизонтальной прямой MS2.
3. Третий случай графического отображения денежного предложения — наклонная кривая MS3. Эта форма гра¬фика денежного предложения показывает, что и денежная масса в обращении, и норма процента могут изменяться.
СПРОС НА ДЕНЬГИ
Спрос на деньги (MD) формируется из: 1) спроса на деньги как средство обращения и 2) спроса на деньги как средство сохранения стоимости.
Общий спрос на деньги зависит от процентной ставки и уровня номинального объема ВНП.
В этом аспекте познакомимся с главными теоретическими моделями спроса на деньги, которые легли в основу приведенного утверждения.
Первой рассмотрим количественную теорию. В общем виде она и есть теория спроса на деньги. Функция спроса на деньги здесь выводится из уравнения обмена М • V = Р • Y определяется как
(М / Р) = L(Y), (7)
где L(Y) - спрос на ликвидный товар — деньги.
Согласно этому уравнению, величина спроса на реальные де¬нежные запасы является функцией дохода.
Кроме того, известно, что (М/Р) = k • Y, т.е. спрос на реальные денежные запасы прямо пропорционален доходу.
Так же спрос на денежном рынке отличается от привычного тем, что по сути это спрос на капитал в денежной форме. Сумма необходимых денег — это денежный капитал, который люди стремятся иметь в определенный период времени при специфических условиях. Такой подход к деньгам как к одному из видов богатства характерен для работ Дж.Кейнса.
В труде «Общая теория занятости, процента и денег» Дж.Кейнс утверждал, что люди держат деньги на руках (имеется в виду деньги как денежный агрегат Ml), т.е. хранят часть богатства в виде денег, так как последние имеют свойство абсолютной ликвидности. Отсюда следует, что спрос на деньги зависит от того, насколько ценно в определенный момент свойство ликвидности. Сам Дж.Кейнс назвал эту теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.

Согласно этой теории величина спроса на деньги и норма процента обратнозависимы. Хозяйственные агенты хранят часть богатства в ликвидной форме, если они полагают, что иная форма богатства может быть сопряжена со значительным риском или может принести потери. Но при этом наличные деньги не приносят того дохода, который хозяйственные агенты могли бы получать от хранения богатства в виде облигаций или банковских депозитов, которые приносят проценты. В данном случае ставка процента стано¬вится альтернативными издержками хранения бо¬гатства в виде наличных денег, если ставка процента высокая, то она по¬нижает спрос на деньги, если низкая, то повышает. Функция спроса на деньги предстает в виде:
(M ∕ P)d = L (r, Y), (8)
где r − ставка процента, Y − доход.
Величина спроса на деньги обратно пропорциональна ставке процента и прямо пропорциональна доходу.
В отображении данной функции графически кривая спроса на деньги будет иметь отрицательный наклон, и этот наклон будет возрастать по мере уменьшения ставки процента при заданном уровне дохода. При увеличении дохода кривая спроса на деньги будет сдвигаться вправо— вверх, а при уменьшении — соответственно влево — вниз.
Таким образом, спрос на деньги как средство обращения обусловливается уровнем денежного или номинального ВНП (прямо пропорционально). Чем выше доход в обществе, чем больше количество сделок, чем выше уровень цен, тем больше необходимо денег для совершения экономических сделок в рамках национальной экономики.
По большому счету операцион¬ный спрос на деньги не зависит от ставки процента, и тогда график спроса на деньги для сделок будет выглядеть так. (рис.2.).

Рис.2.Операционный спрос на деньги
Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально), поскольку, как подчеркивалось ранее, при владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки по сравнению с использованием све¬дений в виде ценных бумаг.
Распределение финансовых активов, например, на наличные деньги и облигации, зависит от величины ставки процента: чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и выше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньги, наоборот (рис.3.).


Рис.3 .Спрос на деньги как активы

Итак, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального ВНП.
Соответственно график общего спроса на деньги будет выглядеть следующим образом:

Рис.4.Общий спрос на деньги

На рисунке номинальная процентная ставка — на вертикаль¬ной оси, общий спрос на деньги — на горизонтальной оси. Функциональная зависимость этих параметров даст совокупность кривых, каждая из которых соответствует определенному уровню номинального ВНП. При перемещении вдоль кривой можно заметить изменения процентной ставки. Причем при высоких процентных ставках кривая почти вертикальна, так как все сбережения вкладываются в этой ситуации в ценные бумаги, спрос на деньги ограничивается операционным спросом и больше не снижается при дальнейшем росте процента.

В общем денежный рынок может иметь следующее графическое отображение (рис.5):

Рис.5.Графическое отображение денежного рынка.

На графике точка Е – это точка пересечения кривых спроса и предложения денег, она определяет «цену» равновесия на денеж¬ном рынке. Это равновесная ставка процента, иначе говоря, альтернатив¬ная стоимость хранения не приносящих проценты денег. Равно¬весие на денежном рынке является подвижным, это значит, что он посто¬янно меняется под воздействием ряда факторов.
Представим себе, что спрос на день¬ги остается постоянным меняется лишь предложение денег.
Если предложение денег выросло, то
1) линия предложения денег перемещается вправо;
2) происходит движение вдоль кривой спроса вправо вниз до точки E1.
3) ставка процента снижается.
При уменьшении предложения денег будут происходить обратные процессы.
Если предложения денег увеличивается, то возникает их кратковременный избыток. Люди уменьшают количество своих денежных запасов, по¬купая другие финансовые активы (например, облига¬ций). Так как спрос на них возрастает, то тоже це¬ны увеличива¬ются. Процентная ставка или альтернативная стоимость хра¬нения не приносящих процен¬тов денег падает.
Так как ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы понемногу повышают коли¬чество наличности и чековых вкладов, которые они готовы держать на руках, после этого восста¬навливается равновесие на де¬нежном рынке при меньшем проценте и большем предложении денег.
Если уменьшить предложение денег, то равновесие на денеж¬ном рынке восстанавливается при большем, чем первоначаль¬ное, предложении денег и меньшем, чем первоначаль¬ное, количестве денег в обращении.
Представим себе, что спрос на деньги изменился, а предложение осталось на прежнем уровне.
Если спрос на деньги вырос, то:
1) кривая спроса на деньги сдвинется вправо вверх;
2) процентная ставка повышается.
При уменьшении спроса на деньги будут происходить об¬ратные явления.
Пусть спрос на деньги возрос вследствие роста но¬минального ВНП, другими словами насе¬ление и фирмы держат свои активы в денежной форме. Однако при не¬изменном предложении де¬нег равновесие уста¬новится только при росте «цены» денег (номинальной ставке процента).
Если спрос на деньги уменьшиться, а предложение останется неизменным, то равновесие на денежном рынке установится при более низкой, чем первоначальная, ставке процента.
Центральными банками проводятся мероприятия в денежно-кредитной сфере, не связанные с продолжительными процедурами согласовании и принятием специальных распоряжений органами государственной власти. Свобода центральных банков в проведении денежно-кредитной политики позволяет успешно противостоять давлению со стороны политиков, когда краткосрочные политические цели правительства противоречат основной стратегической линией макроэкономического регулирования. Чаще всего это происходит в условиях приближающихся выборов, растущего дефицита государственного бюджета и т. д. Все это делает монетарную политику весьма привлекательным инструментом государственного регулирования экономики.
С другой стороны, в проведении денежно-кредитной политики возникают серьезные ограничения, которые скрывают опасность ухудшения экономической ситуации.
Во-первых, это определено общими особенностями использования косвенных методов регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивают позитивный эффект на одних рынках, но на других взывают отрицательные последствия
Во-вторых, значительно на эффективность денежно-кредитной политики влияет правильность выбора промежуточных и тактических целей. Здесь речь идет о так называемой технической стороне дела. Известно, что денежную массу можно представить в виде денежных агрегатов, построенных по принципу убывания ликвидности. Выбрав в качестве цели промежуточной, скажем, темп роста денежной базы. ЦБ должен выбрать и денежный агрегат, который он будет контролировать, более узкий или более широкий и соответственно определить тактические цели. Сделав не правильный выбор, т.е выбор не учитывающий все происходящие процессы в денежно-кредитной сфере, принятые усилия не принесут желаемого конечного результата, мало того они могут подорвать авторитет экономических теорий, на основе которых формировалась денежно-кредитная политика.
И, в-третьих, проведя денежно-кредитную политику и выбирая ее цели следует учитывать побочные эффекты. ЦБ не способен контролировать предложение денег полностью, так как в этом процессе участвуют также коммерческие банки и не банковский сектор.

Глава 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
Формирование монетарной политики в переходной экономике России определено взаимодействием двух групп факторов: во-первых, спецификой особого периода развития, собственно реализацией перехода от планово-централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа, и, во-вторых, конкретными политическими и социально-экономическими условиями, в которых происходит этот переход.
Специфика экономической политики государства в переходный период связана с тем, что еще не выработана устойчивая экономическая система, имеющая свойство саморегуляции и саморазвития. На сегодняшний день государственное регулирование в смешанной экономике наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает работу целостной системы. Переходная экономика — это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система. Старые отношения понемногу видоизменяются, а созданные новые институты, нормы и правила не способны быстро заменить прежние. Существование полярных механизмов регулирования приводит к столкновению экономических интересов, обострению политических и социально-экономических отношений. Борьба нового и старого обусловливает непостоянство и неустойчивость экономики в переходный период. Равновесие в данный период невозможно обеспечить без активной поддержки государства. При всем при этом переходная экономика требует для своей стабилизации особой схемы отношений между государством и экономическими агентами. В переходный период поведение экономических агентов строится в условиях неизвестной труднопредсказуемой экономической ситуации. Нет сформированных долгосрочных ориентиров экономической деятельности, не сложены устойчивые экономические связи. В переходной экономике государство не способно напрямую использовать инструменты и механизмы макроэкономического регулирования, давшие позитивный эффект в сложившейся системе смешанной экономики. Это целиком и полностью относится и к денежно-кредитной политике, которая будет безуспешна, если нет адекватной реакции экономических агентов на импульсы, которые создают денежные инструменты. Эта реакция связана с формированием рыночных институтов и рыночных механизмов. По этой причине в период их формирования монетарная политика усложняется, регулирование денежной массы, находящейся в обороте, процентных ставок, которые влияют на количество инвестиций, денежных потоков в экономике не может ограничиваться только методами, применяемыми в уже сформировавшихся экономических системах.
Исходные социально-экономические и политические условия, в которых происходит переход к новой экономической системе, относятся ко второй группе факторов оказывающих влияние на денежно-кредитную политику. Переходные процессы в экономике России сопровождаются общим спадом производства, потерей хозяйственных связей, безработицей. Экономическая дестабилизация выражается в дисбалансе совокупного спроса и предложения, внушительном дефиците государственного бюджета, инфляции.
Поэтому, мероприятия по созданию нового, более действенного механизма хозяйствования вынужденно увязывались за мерами по стабилизации. В итоге после проведения экономической политики должно было установиться макроэкономическое равновесие в краткосрочном периоде, создание условий для экономического роста, улучшение инвестиционного климата.
2.2 Особенности послекризисной денежно-кредитной политики
Правительство, которое возглавлял Е.Примаков, пришедшее к власти в сентябре 1998 года, вызвало ожидания координальных изменений макроэкономической политики. Многочисленные выступления видных членов правительства с призывами к усилению государственного вмешательства в экономику, компенсировать потери населения от кризиса осени 1998, оказать государственную поддержку банковской системе, предвещали инфляционный вариант развития событий. Складывалось такое впечатление, что правительство намерено пойти на открытое противостояние с международными финансовыми организациями и иностранными кредиторами.
На самом деле правительство Е. Примакова проявило должную осторожность и в результате обеспечило не только принятие, но и реализацию жесткого бюджета на 1999 год при проведении сдержанной денежной политики. Еще больше прагматизма было в политике Правительства РФ, возглавляемого С. Степашиным и В. Путиным.
Одними из основных целей политики валютного курса на 2000 год ЦБ РФ определил сглаживание сильных колебаний обменного курса рубля и поддержание золотовалютных резервов на уровне, который способен обеспечить доверие к проводимой монетарной политике и стабильность российской валютно-финансовой системы. Не остался без внимания вопрос о совершенствовании действующего механизма обязательного резервирования и его нормативной базы, увеличение объема операций ЦБ РФ на открытом рынке и депозитных операций с коммерческими банками. Планирование процентной политики Банка России в 2000 год происходило опосредованным способом: с помощью контроля за операциями на открытом рынке и за объемом эмиссии, но из-за неспешного развития внутреннего рынка государственных ценных бумаг, принятые меры денежно-кредитного регулирования имели ограниченное значение.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год содержали два базовых сценария развития экономики в 2000 году. Согласно первому (умеренному) сценарию, прирост денежной массы должен был составить 20–28%, инфляция – около 18–22%, а прирост реального ВВП – от 1 до 2%. Второй сценарий (оптимистичный) предполагал существенно более высокие показатели роста реального ВВП (6–10%) при незначительном по сравнению с первым вариантом увеличением прироста денежной массы М2 (32–38% за год) и инфляцией на уровне 25–28 % .
12 октября 1999 года Правительство РФ утвердило положение об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Банка России. Предполагалось, что выпуск данного финансового инструмента даст ЦБ РФ новые возможности управления денежной массой, а именно, возможность стерилизации рублевых интервенций на валютном рынке. Однако аукционы по их размещению были проведены только один раз 14 декабря 1999 года, но не были признаны состоявшимися из-за отсутствия спроса по приемлемым для эмитента ценам.
В течение 1999–2000 Банк России не единожды снижал ставку рефинансирования, опустив ее с 60% до 25% годовых (см. прил. 1). Всё равно ее динамика просто следовала за тенденциями в темпах роста индекса потребительских цен и в уровне ставок по межбанковским кредитам и на рынке государственных ценных бумаг. Осенью 2000 года ставка рефинансирования приняла отрицательные значения в реальном исчислении.

















Глава 3. СОВЕРШЕННСТВОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики

Главной целью денежно-кредитной политики в рамках программы финансовой стабилизации является поддержание низких текущих темпов инфляции и создание условий для роста инвестиций, обеспечение благоприятной динамики курса национальной валюты, способствующей улучшению состояния платежного баланса.
Для достижения этой цели усилия органов денежно-кредитного регулирования должны быть сосредоточены на решении следующих задач:
• ограничение денежной массы объемом, необходимым для осуществления экономической деятельности;
• оптимизация структуры денежной массы и ее распределения между секторами и субъектами экономики;
• предотвращение оттока капитала за рубеж;
• поддержание на заданном уровне валютных резервов.
Решение этих задач требует осуществления комплекса перечисленных ниже мер.
Чтобы добиться контроля за инфляцией и поддерживать динамическую стабильность курса национальной валюты необходимо ограничить темпы роста денежной массы и колебания уровня процентных ставок по кредитам и депозитам экономике. Оперативное регулирование банковской ликвидности и ставок межбанковского рынка позволит обеспечить стабильность расчетов, уменьшит спекуляции на денежном рынке. Предельное ограничение роста курса национальной валюты в периоды инфляции, нельзя допускать прямого кредитования дефицита госбюджета, поэтапный перевод требований к правительству по внутреннему долгу в среднесрочные государственные ценные бумаги и с положительной реальной процентной ставкой, обеспечивающей их доходность на уровне государственных ценных бумаг. Краткосрочное кредитование кассового разрыва в доходах и расходах государственного бюджета посредством покупки государственных краткосрочных ценных бумаг позволит создать условия для оперативной поддержки госбюджета в рыночных формах, а также необходимо установление потолка роста денежной массы и чистых внутренних активов ЦБ с целью ограничения роста денежной массы – это гарантированное ограничение темпов инфляции и предсказуемость ее изменения.
Необходимо установить учетную ставку ЦБ РФ на уровне, не ниже норматива, действующего в сопредельных государствах это, в конце концов, должно привести к снижению уровня инфляции, рост инвестиционной активности, стабилизация производства.
Так же важнейшим инструментом совершенствования денежно-кредитной политики должно стать совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков для стабилизации предложения денег экономике страны. Этого можно добиться при помощи следующих мер:
• Обеспечение создания коридора базовых ставок рефинансирования банков на основе аукционных и ломбардных кредитов, что позволит перейти от количественных к ценовым методам регулирования банковской ликвидности и снижение ставок по кредитам экономике.
• Совершенствование процедуры быстрого реагирования на изменение объемов банковской ликвидности и колебание ставок межбанковского рынка путем операций на открытом рынке обеспечит точную настройку уровня ставок межбанковского рынка в заданном коридоре базисных ставок рефинансирования.
• Упорядочивание процедур предоставления резервного кредита отдельным банкам, испытывающим кратковременный недостаток ликвидности, обеспечит стабильность банковской системы при кризисах ликвидности у крупных банков, которые оказывают влияние на экономику.
• Ограничение эмиссии краткосрочных обязательств Центрального Банка по мере расширения эмиссии государственных ценных бумаг правительства, позволит сэкономить государственные средства на цели регулирования денежного рынка (300-400 млрд. руб. в год).
И последним шагом совершенствования должно явится совершенствование систем резервных требований к коммерческим банкам, это выражается в следующих этапах:
• Дифференсация систем обязательного резервирования депозитов банков, нацеленная на увеличение доли долгосрочных депозитов в качестве ресурса для повышения инвестиционной активности в стране обеспечит повышение банковской ликвидности, стимулирование роста долгосрочных депозитов и сокращения массы "горячих денег", рост инвестиций в экономику.
• Осуществление поэтапного пересмотра норм обязательного резервирования в сторону их снижения по мере сокращения темпов инфляции и роста спроса на кредитные ресурсы для долгосрочных инвестиций, следствием этого должно явиться сбалансированность деловой активности и денежного предложения в экономике, повышение мобильности предложения денег.
• Создание системы мониторинга конъюнктуры денежного рынка и рынка капиталов и на этой основе осуществление моделирования и прогнозирования финансовых потоков в увязке с процессами макроэкономического развития страны это способствует повышению эффективности государственного регулирования денежного рынка.
3.2 Совершенствование денежно-кредитной политики Росси в 2007 г.
Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься с учетом формирующейся динамики макроэкономических показателей, изменения состояния платежного баланса, конъюнктуры международных финансовых и товарных рынков, проводимой бюджетной политики.
Несмотря на то, что сохранение в 2007 году режима управляемого плавающего курса будет накладывать определенные ограничения, которые необходимо учитывать при формировании параметров процентной политики, условия функционирования российской экономики, в том числе связанные с отменой ограничений по операциям с капиталом и финансовыми инструментами, определяют объективную необходимость перехода к более гибкому формированию курса рубля на внутреннем валютном рынке при усилении роли процентных инструментов денежно-кредитной политики.
Стратегическим направлением активизации процентной политики является сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке. Однако значительное повышение ставок по стерилизационным инструментам увеличивает риск притока краткосрочного капитала в экономику, что создаст дополнительное давление в сторону повышения курса рубля. Поэтому одной из основных задач в 2007 году Банк России видит нахождение компромиссного уровня процентных ставок, обеспечивающего эффективное связывание избыточной ликвидности банковского сектора при одновременном недопущении масштабных краткосрочных притоков капитала.
При развитии ситуации по сценарию, предполагающему сохранение высокого уровня свободной ликвидности у кредитных организаций, Банк России активизирует использование инструментов абсорбирования денежных средств в целях ограничения влияния монетарных факторов на инфляцию. При этом значительную роль в связывании свободных денежных средств будут играть рыночные инструменты на аукционной основе(операции с ОБР, депозитные операции). Вместе с тем будет продолжено применение инструментов постоянного действия, обеспечивающих связывание ликвидности на короткие сроки (депозиты по фиксированным ставкам на стандартных условиях).
Кроме того, Банк России будет в необходимых случаях осуществлять операции попродаже государственных ценных бумаг из собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа), которые преимущественно будут использоваться в качестве инструментов «тонкой настройки».
Банк России в 2007 году продолжит использование обязательных резервных требований в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. Учитывая эффективное использование кредитными организациями механизма усреднения обязательных резервов для регулирования уровня собственной ликвидности, Банк России рассмотрит возможность поэтапного увеличения коэффициента усреднения обязательных резервов. Вместе с тем при значительном росте банковской ликвидности, когда применение других инструментов для её абсорбирования не сможет оказать необходимого эффекта, Банк России не исключает возможности адекватного изменения нормативов обязательных резервов.
В случае снижения уровня ликвидности в банковском секторе, сопровождающегося ростом процентных ставок на рынке межбанковских кредитов, основные усилия Банка России будут направлены на формирование дополнительного денежного предложения за счет проведения операций по предоставлению ликвидности кредитным организациям. Для этих целей в качестве основных будут использованы операции Банка России на открытом рынке (аукционы прямого РЕПО, ломбардные кредитные аукционы). Банк России также продолжит применение инструментов постоянного действия (ломбардных кредитов по фиксированным процентным ставкам и сделок «валютный своп»). Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов Банк России будет предоставлять кредитным организациям внутридневные кредиты и кредиты «овернайт».
В целях повышения эффективности операций рефинансирования (кредитования) кредитных организаций как инструмента денежно-кредитной политики Банк России планирует в течение 2007 года проводить работу в рамках создания единого механизма рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, который обеспечит возможность финансово стабильным кредитным организациям получать внутридневные кредиты, кредиты «овернайт» и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул» обеспечения.
При этом в 2007 году будет продолжена работа по включению в Ломбардный список ценных бумаг, отвечающих установленным требованиям, расширению круга контрагентов по операциям рефинансирования и увеличению количества кредитуемых счетов кредитных организаций, открытых во всех территориальных учреждениях Банка России.
В связи с планируемым расширением состава имущества (активов), принимаемого в обеспечение кредитов Банка России, в течение 2007 года Банк России планирует проводить работу, направленную на обеспечение возможности привлечения специализированных организаций, в том числе Агентства по страхованию вкладов, для реализации имущества, принятого в залог по кредитам Банка России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный этап социально-экономического развития России требует ориентировать экономическую политику на сокращение суще¬ствующего разрыва между Россией и наиболее развитыми странами мира. По сути, это означа¬ет необходимость выработки и осуществления стратегии, нацеленной на формирование совре¬менного постиндустриального общества. Необ¬ходимо достичь такого роста, который обеспе¬чивал бы прогрессивные структурные сдвиги в российской экономике, избавил бы ее от все еще высокой зависимости от внешних факторов и на базе этого позволил бы решить поставленную Президентом Российской Федерации задачу уд¬воения внутреннего валового продукта.
Очевидно, что устойчивое функционирование экономики сегодня невозможно без эффективно¬го государственного аппарата, правоохранитель¬ной системы, справедливого суда. Абсолютным приоритетом для Правительства сегодня являет¬ся реформа секторов, связанных с развитием че¬ловеческого потенциала, прежде всего, образова¬ния и здравоохранения. Однако осуществление любых мероприятий социально-экономической политики не должно подрывать достигнутый уро¬вень макроэкономической стабильности
Кредитно-денежная политика по аналогии с фискальной ставит цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. Если фискальная политика имеет более выраженный антициклический характер, связана с налогами и бюджетом, то денежно-кредитная политика ограничивается стабилизацией денежного обращения и больше ориентирована на денежную массу.
Отсюда следует, что целевые задачи денежно-кредитной политики своеобразны. Это — подавление инфляции, стабилизация уровня цен, стабилизация покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение постоянного денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, контроль денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.
В монетарной форме макроэкономическая денежная политика связывается, в первую очередь с воздействием на денежную массу. Жесткой считается такая денежная политика, когда государство сокращает денежную массу, ограничивает эмиссию, содействует поддержанию высоких процентных ставок на получение денег в кредит. Мягкой же называют такую политику, когда государство способствует увеличению денежной массы или хотя бы не мешает ему, практически не сдерживает выпуск в обращение новых денег и помогает получению дешевых кредитов. Государство проводит свою эмиссионную политику в основном через ЦБ страны.
Основными же частями и одновременно инструментами государственной денежно-кредитной политики является политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения ликвидности. Вместе эти инструменты позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты, таким образом оказывать косвенное влияние на изменение рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, доходы и расходы субъектов рынка, рыночный обмен.
Даже если учесть, что государство, используя ЦБ, держит в своих руках весьма эффективные средства воздействия на денежную массу, проведения денежной политики, в некоторых критических ситуациях оно далеко не всесильно. Ярким примером здесь является кризис лета 1998 г., который сложился во многом благодаря безответственной политике центральных властей. Хотелось бы верить, что реализация новой правительственной программы по осуществлению денежно-кредитной политики явится тем условием, которое сможет обеспечить качественный и стабильный рост отечественной экономики.

 Скачать полную версию - denezhno-kreditnaja-politika-gosudarstva.zip [445.27 Kb] (cкачиваний: 282) 



1 Автор: muraway (16 ноября 2008 23:29)
облегчели жизнь!

2 Автор: aywbc (22 ноября 2008 09:36)
большое спасибо, надеюсь, что в группе никто не скачал тут же и то же самое.

3 Автор: arkontus (22 января 2009 12:43)
Респект Автору

4 Автор: trrr (26 января 2009 12:52)
Люди...а где само приложение о котором здесь идет речь?(В течение 1999–2000 Банк России не единожды снижал ставку рефинансирования, опустив ее с 60% до 25% годовых (см. прил. 1). Всё равно ее динамика просто следовала за тенденциями в темпах роста индекса потребительских цен и в уровне ставок по межбанковским кредитам и на рынке государственных ценных бумаг. Осенью 2000 года ставка рефинансирования приняла отрицательные значения в реальном исчислении.)

5 Автор: BadBoy (26 января 2009 19:45)
trrr, в конце текста есть "Скачать полную версию" посмотри там

6 Автор: trrr (27 января 2009 06:51)
Я скачивал полную версию,там нет никакого приложения...:( помогите...мож кто кинет на мыло?

7 Автор: Julianavolk1502 (27 февраля 2009 14:13)
Спасибо огромное автору!Курсовая что надо!!! wink

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 
.: Навигация СПбТЭИ

Рефераты
Статьи
Курсовые работы
Дипломные работы
Факультеты института
Студенческое научное общество
Основные контактные адреса и телефоны института
Каталог
История института
Фотографии из жизни института

.: Факультеты
  • Экономика товарного обращения
  • Основы товароведения и экспертизы товаров
  • Бухгалтерский учет в торговле
  • Торгово-технологические процессы на предприятиях торговли
  • Экономика, анализ и планирование деятельности предприятий торговли и общественного питания
  • Менеджмент
  • Ценообразование
  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия торговли
  • Налоги и налоговое законодательство
  • Персональная информатика в маркетинге и менеджменте
  • Технология приготовления продуктов общественного питания
  • Деньги, кредит, банки
  • Стратегическое планирование
  • Финансы и кредит
  • Деловое общение
  • Мировая экономика
    .: Голосование

    Очень высокий
    Высокий
    Средний
    Ниже среднего
    Не могу оценить



    .: Самое популяное
    » Курсовая работа. Имидж Организации
    » Курсовая работа на тему "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ"
    » Курсовая работа "Финансовый леверидж и его роль в управлении предприятием"
    » Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках
    » Денежно-кредитная политика государства
    » Возникновение и Развитие Прямых Налогов
    » Курсовик - Целевые бюджетные и внебюджетные фонды в системе государственных финансов.
    » Курсовая работа. Анализ Рисков Корпоративных Инвестиционных Проектов
    » Пути Снижения Затрат на Производство Продукции
    » Реферат на тему "Компьютерные вирусы"
    » Источники Финансирования Инвестиционной Деятельности
    » Учение В.И.Вернадского о биосфере
    » Реферат - Классификация компьютерных сетей
    » Инфляция- экономические и социальные последствия инфляции
    » Налоговое Планирование в Организации
    » Кадровые стратегии
    » Монетарная политика государства
    » Издержки Производства и Себестоимость Продукции
    » Макс Вебер вклад в современную науку
    » Курсовая работа на тему "АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФИРМЫ"
    » Экологическая культура
    » Предмет и методы микроэкономики
    » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    » Затраты и результаты деятельности предприятия
    » Сущность Российского парламентаризма

    .: Реклама


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Ноябрь 2009 (1)
    Август 2009 (28)
    Июль 2009 (38)
    Июнь 2009 (40)
    Май 2009 (47)
    Апрель 2009 (41)
    Март 2009 (41)
    Февраль 2009 (46)
    Январь 2009 (45)
    Декабрь 2008 (38)
    Ноябрь 2008 (39)
    Октябрь 2008 (38)
    Сентябрь 2008 (39)
    Август 2008 (40)
    Июль 2008 (37)
    Июнь 2008 (37)
    Май 2008 (41)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (42)
    Февраль 2008 (44)
    Январь 2008 (38)
    Декабрь 2007 (35)
    Ноябрь 2007 (35)
    Октябрь 2007 (39)
    Сентябрь 2007 (38)
    Август 2007 (37)
    Июль 2007 (33)
    Июнь 2007 (39)
    Май 2007 (54)
    Апрель 2007 (43)
    Март 2007 (40)
    Февраль 2007 (49)
    Январь 2007 (43)
    Декабрь 2006 (38)
    Ноябрь 2006 (37)
    Октябрь 2006 (42)
    Сентябрь 2006 (36)
    Август 2006 (40)
    Июль 2006 (38)
    Июнь 2006 (39)
    Май 2006 (30)
    Апрель 2006 (28)
    Март 2006 (30)
    Февраль 2006 (31)
    Январь 2006 (29)
    Декабрь 2005 (39)
    Ноябрь 2005 (30)
    Октябрь 2005 (37)
    Сентябрь 2005 (37)
    Август 2005 (39)
    Июль 2005 (31)
    Июнь 2005 (29)

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     


  • Неофициальный сайт СПб ТЭИ - "Санкт-Петербургский торговоэкономический институт"
    Связь с администрацией | Статистика | Карта сайта
    Все права защищены 2007-2014 ©