Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Сущность и механизм системы налогов.


Поиск по сайту:

Сущность и механизм системы налогов.
Раздел: Курсовые работы | 31 июля 2008 | Автор:быздря | просмотров: 10031 | печать
 (голосов: 0)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность налогов…………………………………………...5
2. Функции и роль налогообложения……………………………………..8
3. Принципы налогообложения………………………………………….15
4. Проблема современного налогообложения в России………………..19
5. Роль налоговой системы в функционировании российской
экономики………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………….28

Введение

Понятие «налог» уходит корнями в глубь веков. В нем заключается не только экономический, но и философский смысл. В исследовании природы и содержания этого понятия необходимо придерживаться логики постепенного и последовательного проникновения в сущность явлений и процессов, ассоциирующихся в современном сознании с отчуждением индивидуальных доходов и их сосредоточением в общенациональном фонде денежных средств – бюджете.
Налог – элемент общественного бытия. Первые упоминания о налоге содержатся в философских трактатах античных мыслителей.
На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия «налог» - опосредовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств).
В работе предполагается рассмотреть систему налогов: сущность и механизм, а также особенности налоговой системы в России.
Объект исследования – налоговая система.
Предмет исследования – особенности налоговой системы: сущность и механизм.
Цель исследования – изучить особенности налоговой системы: сущность и механизм.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность налогов;
- изучить функции и роль налогообложения;
- проанализировать принципы налогообложения;
- рассмотреть проблемы современного состояния налогообложения в России;
- определить роль налоговой системы в функционировании российской экономики.

1. Понятие и сущность налогов

Методология налогообложения – это теоретическое, научно-практическое и концептуально-правовое обоснование сущности понятия «налог», а именно: это одновременное исследование налога в качестве объективной экономической категории и в качестве конкретной формы правовых взаимоотношений налогоплательщиков с государством.
Методические основы налогообложения – это выбор налоговых форм и наполнение их конкретным содержанием (принятие организационно-правового порядка исчисления и уплаты налогов), установление прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Налоги – это обязательные взносы плательщиков в бюджет и внебюджетные фонды в определенных размерах и в установленные сроки.
Основополагающим документом законодательства Рос¬сийской Федерации о налогах и сборах является Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Ему должны соответствовать федеральные законы о налогах и сборах, законы субъектов Федерации и законодательные акты орга¬нов местного самоуправления. Налоговый кодекс состоит из двух час¬тей. Часть первая НК РФ принята в июле 1998 г. и начала вводиться с 1 января 1999 г. Именно начала, поскольку некоторые статьи и поло¬жения вводились в действие в более поздние сроки. Что касается части второй НК, то ее четыре главы приняты в августе 2000 г. и введены с 1 января 2001 г., а остальные главы к весне 2001 г. находились в ста¬дии разработки [1; 5].
Налоговый кодекс заменяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г. №2118-1, устанавли¬вает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов и других обязательных платежей.
НК РФ определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Он устанавливает основные поло¬жения по определению объектов налогообложения, исполнению нало¬говых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению уче¬та поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплатель¬щиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов.
Практически речь идет о формировании новой отрасли права — налогового права с глубокой проработкой всех элементов, с учетом мирового и накопленного за пос¬ледние годы российского опыта, а также особенностей развития национальной экономики [10].
НК РФ создается единая комплексная система налогов в стране, определяются функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.
Налоги в России разделяются на три уровня:
1) федеральные;
2) республиканские (областные);
3) местные.
1. Федеральные налоги:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на операции с ценными бумагами;
4) таможенные пошлины;
5) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
6) платежи за использование природными ресурсами;
7) налог на прибыль (доход) предприятий;
8) подоходный налог с физических лиц;
9) налоги в дорожные фонды;
10) гербовый сбор;
11) государственные пошлины;
12) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.
2. Республиканские (областные) налоги:
1) налог на имущество предприятий;
2) лесной налог;
3) республиканские платежи за природные ресурсы;
4) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.
3. Местные налоги:
1) налог на рекламу;
2) земельный налог;
3) налог на имущество физических лиц;
4) целевые сборы с населения и предприятий на содержание милиции, благоустройство и др.;
5) сбор на нужды образовательных учреждений;
6) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др. [1; 11].
Отмечая явные достоинства принятого закона, нельзя не обратить внима¬ние и на некоторые спорные положения, содер¬жащиеся в нем. Так, к примеру, члены Коми¬тета Совета Федерации по промышленной по¬литике, рассмотрев этот правовой документ, высказали следующие замечания. На их взгляд, стремление авторов закона урегулировать ши¬рокий спектр финансовых и налоговых вопро¬сов привело к не всегда удачному объединению в его рамках норм, регулирующих взимание различных по природе и назначению налогов и сборов. В частности, в законе не учтено, что отмена с 1 января 2004 г. ряда местных и реги¬ональных налогов и сборов (курортный сбор, налог на строительство объектов производ¬ственного назначения в курортной зоне, сбор за право торговли, налог на перепродажу ав¬томобилей, сбор с владельцев собак и др.) су¬щественно уменьшит наполняемость бюдже¬тов соответствующих субъектов и муници¬пальных образований. Возможно, частично эта проблема будет снята благодаря перераспре¬делению платежей по налогу на прибыль орга¬низаций. Однако полностью результат отмены столь большого количества фискальных плате¬жей будет виден только после вступления за¬кона в действие [2; 9].

2. Функции и роль налогообложения

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
Выделяют пять функций налогов:
1) фискальная;
2) распределительная;
3) регулирующая;
4) контрольная;
5) поощрительная.
Фискальная функция – собственно проведение изъятия средств налогоплательщиков в централизованные финансовые фонды государства (в бюджет). Данная функция – суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ.
Через фискальную функцию реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций – оборонных, социальных, природоохранных и др.
Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества.
Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров, и прежде всего относительно дорогостоящие. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика. Формирование доходов государственного бюджета превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта [7].
Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. В налоговом регулировании имеются три подфункции:
1) стимулирующая подфункция, направленная на развитие определенных социально-экономических процессов, реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения: изменяется объект налогообложения, уменьшается налогооблагаемая база, понижается налоговая ставка и др.
Действующее налоговое законодательство предусматривает стимулирование таких категорий плательщиков, как субъекты малого предпринимательства, предприятия, привлекающие на работу индивидов, сельскохозяйственные производители, организации, осуществляющие капитальные вложения в собственное производственное развитие, а также занимающиеся благотворительностью и т. д.
При обложении прибыли, например, льготы стимулируют:
а) финансирование затрат на развитие производства и жилищное строительство;
б) малые формы предпринимательства;
в) занятость инвалидов и пенсионеров;
г) благотворительную деятельность в социально-культурной и природоохранной сферах.
2) дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Примером могут служить протекционистские меры государства, направленные на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных импортных таможенных пошлин [3].
Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны постоянно воспроизводиться. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра, и всегда. Поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать.
3) подфункция воспроизводственного назначения реализуется через платежи: за пользование природными ресурсами; в дорожные фонды; на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.
Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих функций.
Поощрительная функция налогообложения предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом (участники войн, Герои Советского Союза и России и др.). Эта функция налогов имеет социальную направленность. Она отличается от рассмотренной выше стимулирующей подфункции регулирующей функции налогообложения, поскольку трудно представить, что граждане участвуют в боевых операциях, совершают героические поступки для того, чтобы впоследствии иметь налоговые льготы [8].
Налоговая система, построенная и функционирующая на основе вышеназванных принципов, способна быть мощным стимулом экономики. Это подтверждает опыт промышленно развитых стран с социально ориентированной экономикой.
Результативность функционального проявления системы налогообложения в действии определяется ролью налогов. Эта роль может быть как позитивной, так и негативной. Особенно это проявляется в плоскости отдельных налогов. Позитивной роль налогов будет тогда, когда потенциал налогообложения реализован на практике в максимально возможной степени и достигнуто относительное равновесие между налоговыми функциями.
На практике это проявляется в оптимизации уровня налоговых изъятий, а именно в формировании бюджета, не ущемляющего интересов плательщиков. Оценка роли налогов выступает важнейшим этапом научно-практических исследований.
Для государства первостепенным является максимизация, а для плательщика – минимизация налоговых изъятий. Решение крайне важной проблемы оптимизации налогообложения зависит от многих объективных и субъективных факторов. Налогообложение формируется под давлением и комплексным воздействием экономики и политики. Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества [12].
В налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика. Они по-разному оценивают роль налогов. Следовательно, в равной степени позитивной для обеих сторон налоговых правоотношений роль системы налогообложения быть не может.
Особенно полярны интересы государства и плательщиков в условиях кризиса экономики и политики. В эти периоды представители исполнительной и законодательной власти должны особенно пристально следить за состоянием налогового регулирования и своевременно вносить необходимые коррективы как в систему налогообложения, так и во все сферы производственных отношений.
Для оценки роли налогов в формировании бюджетных доходов выявляются соотношения между суммой налоговых поступлений в бюджет, суммой нескольких налогов, сгруппированных по определенным классификационным признакам, и, наконец, суммами отдельных налогов, с одной стороны, и общей величиной бюджетных доходов, с другой.
Наибольший удельный вес той или иной налоговой группы, вида налога позволяет судить об их значительной роли в формировании доходов бюджета. Этот анализ проводится в динамике, в сопоставимых ценах, что позволяет определить значение налогообложения в проведении стабилизации бюджетной политики, выявить роль налогов в решении социальных задач.
О роли налогообложения позволяют судить и соотношения между отдельными налогами и налоговыми группами, с одной стороны, и общей суммой налоговых поступлений в бюджет, с другой. Сравнение этих данных позволяет определить, какой налоговой группе или виду налогов в большей степени свойственна роль фискального регулятора доходов бюджета [6].
Фискальную роль налогообложения характеризуют также данные о доле изымаемой выручки у предприятий, доходов у граждан. Такой анализ свидетельствует о тяжести налогового бремени.
Фискальную роль налогов характеризуют также данные о суммах финансовых санкций, поступающих в бюджет; сумме расходов государства на содержание налоговых служб, а также данные о разнице между общей суммой налогов, утвержденной в бюджете, и их величиной в отчете об исполнении бюджета. Как правило, чрезмерный фискальный гнет сопровождается невыполнением расчетных заданий по налоговым поступлениям на 30% и более.
Соотношение доходов и расходов бюджета не только характеризует состояние бюджетных отношений, но и свидетельствует о роли налогообложения. Множественность налогов требует обширного фискального аппарата, значительных расходов на ведение налогового учета и контроля. Негативное влияние на роль налогообложения в системе бюджетно-финансовых отношений оказывают и частые корректировки содержания методических указаний по исчислению и порядку уплаты налогов, тем более если такие коррективы вносятся после принятия закона о бюджете на очередной бюджетный период.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Бесспорным условием результативности системы налогообложения, т. е. свидетельством ее позитивной роли в любой стране, является соблюдение при ее построении основного требования: виды налогов должны быть такими, чтобы наиболее полно реализовался внутренний потенциал категории «налог», а именно – было достигнуто максимально возможное равновесие между его объективным и субъективным началами.
Это означает, что система налогообложения, концентрируя в распоряжении государственной власти общественно необходимую долю денежных ресурсов, не должна нарушать воспроизводственных интересов ведения бизнеса. На практике это достигается через паритет налоговых функций.
2. Функции налога неразрывно взаимоувязаны. Рациональность налогообложения определяется при прочих равных условиях степенью относительного равновесия между ними. Поиск способов достижения относительного равновесия между налоговыми функциями осуществляется непрерывно при конструировании новых налоговых концепций. По мере нахождения оптимальной, по мнению разработчиков, концепции она подвергается всесторонней оценке и выносится на широкое публичное обсуждение, а затем корректируется с учетом итогов такого обсуждения.
В конечном итоге на выбранной концептуальной основе строится новая система налогообложения или обновляется существующая. Усовершенствованная налоговая система утверждается в законодательном порядке и становится обязательной для применения. В процессе научно-практической оптимизации налогообложения важным является соблюдение принципиальных требований к ее содержанию. Это те фундаментальные принципы, которые выработала наука и к использованию которых всегда должна стремиться налоговая практика.
3. Функциональное проявление налогообложения, в свою очередь, зависит от принципов, заложенных в основу этой системы при разработке налоговой концепции и правового обеспечения практического налогового механизма. Система налогообложения, принятая в законодательстве той или иной страны, обязательно отражает состояние экономики и расстановку политических сил [4].
Следовательно, функционирование системы налогообложения на практике не всегда совпадает с теми функциями, которые присущи ей по экономической природе, т. е. предопределены глубинным потенциалом экономической категории «налог». Наиболее полно реализовать этот потенциал – цель налогообложения в системе социально ориентированного рыночного хозяйствования.


 Скачать полную версию - sushhnost-i-mekhanizm-sistemy-nalogov.zip [24.11 Kb] (cкачиваний: 36) 



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 
.: Навигация СПбТЭИ

Рефераты
Статьи
Курсовые работы
Дипломные работы
Факультеты института
Студенческое научное общество
Основные контактные адреса и телефоны института
Каталог
История института
Фотографии из жизни института

.: Факультеты
  • Экономика товарного обращения
  • Основы товароведения и экспертизы товаров
  • Бухгалтерский учет в торговле
  • Торгово-технологические процессы на предприятиях торговли
  • Экономика, анализ и планирование деятельности предприятий торговли и общественного питания
  • Менеджмент
  • Ценообразование
  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия торговли
  • Налоги и налоговое законодательство
  • Персональная информатика в маркетинге и менеджменте
  • Технология приготовления продуктов общественного питания
  • Деньги, кредит, банки
  • Стратегическое планирование
  • Финансы и кредит
  • Деловое общение
  • Мировая экономика
    .: Голосование

    Очень высокий
    Высокий
    Средний
    Ниже среднего
    Не могу оценить



    .: Самое популяное
    » Курсовая работа. Имидж Организации
    » Курсовая работа на тему "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ"
    » Курсовая работа "Финансовый леверидж и его роль в управлении предприятием"
    » Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках
    » Денежно-кредитная политика государства
    » Возникновение и Развитие Прямых Налогов
    » Курсовик - Целевые бюджетные и внебюджетные фонды в системе государственных финансов.
    » Курсовая работа. Анализ Рисков Корпоративных Инвестиционных Проектов
    » Пути Снижения Затрат на Производство Продукции
    » Реферат на тему "Компьютерные вирусы"
    » Источники Финансирования Инвестиционной Деятельности
    » Учение В.И.Вернадского о биосфере
    » Реферат - Классификация компьютерных сетей
    » Инфляция- экономические и социальные последствия инфляции
    » Налоговое Планирование в Организации
    » Кадровые стратегии
    » Монетарная политика государства
    » Издержки Производства и Себестоимость Продукции
    » Макс Вебер вклад в современную науку
    » Курсовая работа на тему "АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФИРМЫ"
    » Экологическая культура
    » Предмет и методы микроэкономики
    » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    » Затраты и результаты деятельности предприятия
    » Сущность Российского парламентаризма

    .: Реклама


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Ноябрь 2009 (1)
    Август 2009 (28)
    Июль 2009 (38)
    Июнь 2009 (40)
    Май 2009 (47)
    Апрель 2009 (41)
    Март 2009 (41)
    Февраль 2009 (46)
    Январь 2009 (45)
    Декабрь 2008 (38)
    Ноябрь 2008 (39)
    Октябрь 2008 (38)
    Сентябрь 2008 (39)
    Август 2008 (40)
    Июль 2008 (37)
    Июнь 2008 (37)
    Май 2008 (41)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (42)
    Февраль 2008 (44)
    Январь 2008 (38)
    Декабрь 2007 (35)
    Ноябрь 2007 (35)
    Октябрь 2007 (39)
    Сентябрь 2007 (38)
    Август 2007 (37)
    Июль 2007 (33)
    Июнь 2007 (39)
    Май 2007 (54)
    Апрель 2007 (43)
    Март 2007 (40)
    Февраль 2007 (49)
    Январь 2007 (43)
    Декабрь 2006 (38)
    Ноябрь 2006 (37)
    Октябрь 2006 (42)
    Сентябрь 2006 (36)
    Август 2006 (40)
    Июль 2006 (38)
    Июнь 2006 (39)
    Май 2006 (30)
    Апрель 2006 (28)
    Март 2006 (30)
    Февраль 2006 (31)
    Январь 2006 (29)
    Декабрь 2005 (39)
    Ноябрь 2005 (30)
    Октябрь 2005 (37)
    Сентябрь 2005 (37)
    Август 2005 (39)
    Июль 2005 (31)
    Июнь 2005 (29)

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     


  • Неофициальный сайт СПб ТЭИ - "Санкт-Петербургский торговоэкономический институт"
    Связь с администрацией | Статистика | Карта сайта
    Все права защищены 2007-2014 ©