Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Налоговое Планирование в Организации


Поиск по сайту:

Налоговое Планирование в Организации
Раздел: Курсовые работы | 16 ноября 2007 | Автор:BadBoy | просмотров: 50369 | печать
 (голосов: 9)

Из содержания предпринимательской деятельности вытекает естественное стремление хозяйствующих субъектов к экономическому росту. В условиях нестабильной внешней среды, неопределенности условий хозяйствования эффективность работы организации во многом зависит от состояния планирования самой организации. Чем выше уровень неопределенности, вызванный нестабильностью в обществе, тем большее значение приобретает планирование. При этом одним из основных инструментов регулирования экономического роста хозяйствующих субъектов являются налоги. Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках организации. Управление налогообложением в организации все чаще входит в практику процесса хозяйственной деятельности. Среди способов управления налогообложением важное место занимает налоговое планирование, при котором налогоплательщик постоянно анализирует налоговые последствия осуществляемых им сделок. Налоговое планирование является составной частью системы планирования в организации и позволяет прогнозировать ее налоговые отчисления в краткосрочном и долгосрочном периодах, оперативно и эффективно управлять имеющимися ресурсами и денежными потоками, существенно снизить риск финансовых затруднений и избежать налоговых последствий за несвоевременное исполнение обязанностей налогоплательщика.
Актуальность темы порождает возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства, которая определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства. В качестве других факторов можно назвать увеличение размеров фирмы, усложнение форм ее деятельности, подвижность внешней среды, новый стиль руководства персоналом.
Недостаточная теоретическая проработка и отсутствие четкой системы налогового планирования на практике, позволяющей всесторонне моделировать эффективные предпринимательские решения с учетом налогового фактора, свидетельствуют о незадействованности всех возможных резервов для оптимизации налогообложения с целью увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Именно поэтому в современных условиях так важно всестороннее изучение теоретических и практических аспектов налогового планирования, прежде всего, в системе управления финансами хозяйствующих субъектов.
Цель работы – исследовать теоретические и организационные основы налогового планирования в организации, которое является одним из важнейших элементов системы управления предприятием в условиях действующей системы налогообложения.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи исследования:
- определить понятие, сущность и элементы налогового планирования;
- рассмотрение дискуссионных вопросов относительно этапов налогового планирования;
- изучение организационных основ налогового планирования;
- выявить проблемы в области налогового планирования и предложить пути совершенствования.




1 Теоретические основы налогового планирования в организации
Налоговое планирование является составляющим звеном менеджмента на предприятии и обусловлено стремлением и одновременно правом налогоплательщика уменьшить налоговые обязательства на основе действий, не противоречащих законодательным актам и не нарушающих права других лиц, а также самим налоговым законодательством, предусматривающим различные налоговые режимы [5, c.117].
Следуя логике научного подхода к изучению экономических категорий, необходимо кратко и исчерпывающе разъяснить отличительные признаки понятия налоговое планирование.
Имеющиеся в экономической литературе понятия налогового планирования целесообразно объединить в две основные группы. Ряд авторов основываются на подходе к определению налогового планирования c точки зрения минимизации налоговых обязательств налогоплательщика. Определения второй группы авторов основано на налоговой оптимизации.
Большинство авторов придерживаются позиции налоговой минимизации. Однако происходит постепенная эволюция взглядов: например, А.В. Брызгалин, первоначально придерживавшийся позиции налоговой минимизации, в дальнейшем перешел к налоговой оптимизации. Следует обратить внимание, что минимизация и оптимизация налогообложения – это не одно и тоже. Если налоговая минимизация – это максимальное снижение всех налогов, то налоговая оптимизация - это процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех аспектов деятельности хозяйствующего субъекта в целом, осуществляемых им сделок и проектов. Кроме того, стремление минимизировать налоговые обязательства может помешать текущей деятельности предприятия, вступить в противоречие с целями финансового менеджмента и привлечь излишнее внимание со стороны контролирующих налоговых органов.
Анализ имеющихся определений налогового планирования позволил выделить основные характеристики, присущие налоговому планированию, которые необходимо учесть в определении:
- налоговое планирование представляет собой вид управленческой деятельности по оптимизации собственной налоговой нагрузки;
- налоговое планирование осуществляется в рамках стратегического планирования;
- налоговое планирование должно проводиться на основе системного подхода;
- налоговое планирование носи легитимный характер.
Следует отметить, что ни одному автору не удалось дать определение понятия налогового планирования, в котором бы нашли отражение все названные черты. Наиболее удачным является определение Е.С. Вылковой и М.В. Романовского: «Налоговое планирование – это неотъемлемая часть управления финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования» [8,с.93]. В определении учтено большинство характеристик налогового планирования. Недостатком определения является то, что в нем налоговое планирование представлено как процесс, однако налоговое планирование является не только процессом, но и деятельностью организации.
Из имеющихся в экономической литературе определений налогового планирования наиболее корректным нам кажется определение налогового планирования, предложенное кандидатом экономических наук О.Г. Стороженко.
Налоговое планирование – законная деятельность хозяйствующего субъекта в рамках общего стратегического планирования бизнеса, направленной на выявление возможности налоговой экономии и учет налоговых последствий в деятельности организации, в основе которой лежит системный подход [40, c.25].
Сущностью налогового планирования является признание за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения и оптимизации своих налоговых обязательств. Сущность налогового планирования проявляется так же в выполнении им определенных функций. Функции налогового планирования представлены в приложении 1.
Как любая экономическая категория налоговое планирование строится на определенных принципах. На наш взгляд, основными принципами налогового планирования являются законность, обязательность, эффективность, перспективность, взаимосвязь налогового планирования и общего планирования организации.
Законность подразумевает соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования.
Платить налоги обязанность нежелательная, но неизбежная, платить их необходимо только в размере минимально установленных сумм. Это сущность принципа обязательности.
Эффективность означает использование возможностей, предоставленных законодательством, и инструментов доступных для конкретной организации, обеспечивающих налоговую экономию больше, чем затраты, связанные с их применением.
Перспективность так же является важным принципом налогового планирования, который означает предвидение последствий некорректного применения различных методов и схем налоговой оптимизации, которые могут повлечь за собой крупные финансовые потери.
Взаимосвязь налогового планирования и общего планирования организации предполагает, что планировать налоги необходимо в постоянной связи с общим планированием бизнес-процессов организации, так как в результате изменения различных параметров деятельности изменяются и суммы налогов, подлежащих начислению и уплате.
В экономической литературе нет однозначного мнения по классификации видов налогового планирования. Этот вопрос рассмотрен следующими авторами: Дуканичем Л.В., Юткиной Т.В., Кашиным В.А., Пепеляевым С.Г., Перовым А.В., Ройбу А.В., Вылковой Е.С. и Романовским М.В. В приложении 2 приведена сводная таблица подходов к классификации налогового планирования различных авторов.
На наш взгляд, наиболее полно классификацию налогового планирования рассматривают авторы Вылкова Е.С., Романовский М.В. [8, c.121-123] и Ройбу А.В. [26, c.49-51].
А.В. Ройбу выделяет следующие классификационные признаки налогового планирования.
В зависимости от масштабов построения различают следующие виды налогового планирования:
- государственное – направлено на реализацию государством своих функций в различных областях государственного регулирования;
- на уровне субъектов – предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль. С этой позиции основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющего оптимизировать систему налогов. А это означает не только снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но и оптимальное распределение налоговых платежей по времени.
В зависимости от периодов налогового планирования различают:
- кратковременное налоговое планирование – при текущем планировании возможны использование пробелов законодательства, учет налоговых льгот, нововведения и прочее;
- долговременное или стратегическое планирование – возможны учет специфики объекта и субъекта налогообложения, особенностей методов налогообложения, использование налоговых убежищ, налоговых режимов отдельных стран, применение международных соглашений и прочее.
Под текущим налоговым планированием понимается совокупность методов, позволяющих налогоплательщику уменьшать налоговое бремя в течение ограниченного периода времени и/или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. При этом необходимо отметить, что элементы текущего налогового планирования носят не только инициативный, но и императивный характер. К числу последних можно отнести принятие организацией учетной политики и выбор варианта налогового учета.
Текущее налоговое планирование носит более оперативный характер. Во многих случаях оно строится на использовании пробелов в законодательстве при решении спорных вопросов, в том числе с помощью различных судебных прецедентов.
Долгосрочное налоговое планирование – это использование налогоплательщиком таких приемов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика.
В зависимости от объекта налоговое планирование подразделяется на:
- корпоративное;
- индивидуальное – широкого применения в России еще не получило, но все чаще отдельные граждане обращаются к специалистам, оказывающим услуги в этой области.
В зависимости от степени использования в деятельности организаций норм налогового законодательства различают следующие виды налогового планирования:
1. Классическое налоговое планирование подразумевает соответствие действий налогоплательщика нормам законодательства, налоговые платежи вносятся в установленном порядке. Суть заключается в планировании правильной и своевременной уплаты налогов. Классическое налоговое планирование предусматривает организацию правильного учета и отчетности, планирование экономической деятельности в рамках, определенных законом.
2. Оптимизационное налоговое планирование предусматривает способы, при которых экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалификационной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает необоснованную переплату налогов. При реализации оптимизационного налогового планирования действия налогоплательщика соответствуют закону, он планирует и организует свою экономическую деятельность так, чтобы платить меньше налогов. В рамках оптимизационного налогового планирования используются все достоинства и все несовершенство действующего законодательства, в том числе его сложность и противоречивость. При этом налогоплательщик реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально. Данный способ носит нерегулярный и более рискованный характер в отличие от первых двух, поскольку прогнозировать направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно.
3. Противозаконное, то есть уклонение от уплаты налогов включает использование способов, при которых экономический эффект в виде снижения размера налоговых платежей достигается с применением противозаконных действий в целях уменьшения налоговых платежей. Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которых налогоплательщик умышленно или неосторожно уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. Противозаконное налоговое планирование – это действия, влекущие за собой ответственность, предусмотренную законодательством, с применением мер уголовно-правовой ответственности [26, c.49-51].
Полная классификация, предложенная авторами Е.С. Вылковой и М.В.Романовским, представлена в виде таблицы в приложении 3.
Таким образом, необходимо отметить, что существуют разные понятия налогового планирования, каждое из которых по-своему отражает его сущность. Анализируя существующие определения можно сказать, что под налоговым планированием понимается оптимизация налогообложения с использованием предоставляемых льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.
Необходимо отметить, что различные авторы при классифицировании налогового планирования, апеллируя примерно одними и теми же понятиями, по-разному их трактуют, подразумевая под ними один смысл. Более того, анализ экономической литературы показал, что виды, формы и методы в целом определяются одним образом, а в исследованиях по налоговому планированию, являющемуся частью финансового менеджмента, этим же понятием придается другое содержание.



2 Этапы налогового планирования
В экономической литературе сложилось относительное единодушие по поводу этапов (или стадий) налогового планирования. Этапы налогового планирования рассмотрены в работах многих авторов: Козенковой Т.А., Евстигнеевым Е.Н., Ройбу А.В., Кожинова В.Я., Медведева А.Н., Пепеляева С.Г., Попоновой Н.А., Кокорева И., Русаковой Н.Г. и Кашина В.А. Различия в подходах к определению этапов различных авторов представлено в виде таблицы в приложении 4.
Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые, как считает российский экономист Евстигнеев Е.Н., не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика [13, c.108].
До регистрации и начала функционирования организации необходим ответ на общие вопросы стратегического характера. Объединение их в группы дает представление об этапах налогового планирования.
На первом этапе происходит появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем.
Второй этап характеризуется выбором наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.
Третий этап налогового планирования в организации подразумевает выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.
Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.
Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия, с целью анализа налоговых льгот. Налоговое поле может быть представлено в виде перечня и характеристик налогов, взимаемых с юридического лица, с указанием основных параметров налога. В частности, к таким параметрам налога относятся: источник платежа, бухгалтерская проводка, налогооблагаемая база, ставка, сроки уплаты, пропорции перечисления в бюджеты разных уровней, реквизиты организаций, куда делаются перечисления, льготы или особые условия исчисления налога [13, c.265]. На основе проведенного анализа формируется план использования льгот по выбранным налогам.
Пятый этап представляет собой разработку (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и прочее. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.
Шестой этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.
Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного налогового учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов [13, c. 108-109; 14, c.54-55].
Анализируя данный подход необходимо отметить его особенность, а именно – деление этапов налогового планирования на две группы: этапов до регистрации и начала функционирования организации и этапов текущего планирования. Данный аспект можно рассматривать как с положительной стороны, так как существует четкое деление мероприятий налогового планирования, так и с отрицательной стороны, так как, на наш взгляд, такое деление ограничивает возможность принятия решений стратегического характера в процессе деятельности организации. Минусом данного подхода можно считать то, что автор не выделяет как этап оценку эффективности налогового планирования, так как любая деятельность должна быть направлена на достижение определенных результатов. Так же на наш взгляд, не совсем корректным является утверждение данного автора, что налоговый режим возникает при выборе организационно-правовой формы юридического лица.
Т.А. Козенкова выделяет этапы налогового планирования для целей определения налогового поля: стратегическое, оперативное и оценка эффективности налогового планирования. В рамках каждого этапа данный автор выделяет отдельные направления [19, c.24].
Похожую точку зрения высказывает экономист Ройбу А.В.
Сущность стратегического налогового планирования заключается в том, что при решении важнейших условий своего функционирования организация проводит анализ налоговых последствий при выборе того или иного варианта и определяет оптимальный, наиболее соответствующий реализации поставленных стратегических целей. На этом этапе происходит формирование основных элементов учетной политики организации, определяющих принципы ведения налогового учета на ряд лет и оказывающих прямое влияние и на величину наиболее существенных налоговых платежей как таковых, и на поток денежных средств в целом.
Оперативное налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, осуществляемых в процессе текущей деятельности организации и направленных на регулирование уровня ее налоговой нагрузки. Оперативное налоговое планирование имеет среднесрочный и краткосрочный характер и базируется на условиях хозяйствования и налогообложения хозяйствующего субъекта, определенных на уровне стратегического налогового планирования.
Оперативное налоговое планирование осуществляется по двум основным направлениям.
Первое направление – расчет, анализ, управление налогооблагаемыми базами по группам налогов, объединенных по тем или иным признакам и составление на этой основе планов налоговых платежей.
Второе направление оперативного налогового планирования – составление многовариантных налоговых моделей при рассмотрении и принятии тех или иных управленческих решений и определение критериев выбора оптимального варианта. Это очень важный аспект планирования, зачастую недооцениваемый руководителями организаций.
Оперативное налоговое планирование включает также оценку последствий направления инвестиций организации, размещения его прибыли и активов и определения наиболее рациональных путей уплаты налогов. На данном этапе необходимо учитывать два аспекта: во-первых, виды и размеры предоставляемых льгот по тем или иным направлениям инвестиций и, во-вторых, различные варианты налогообложения при получении доходов от вложений.
Завершающий этап налогового планирования – оценка его эффективности. Любое планирование бессмысленно без сравнения полученных результатов с запланированными.
Элементами данного этапа являются:
- сравнение фактических данных с плановыми показателями, определение величин отклонений, выявление и анализ их причин, установление максимально допустимых размеров отклонений (определение точности налогового планирования);
- разработка системы показателей, позволяющих определить эффективность применяемых методов налогового планирования, а также степень воздействия на результативные финансовые характеристики организации (определение эффективности налогового планирования);
- корректировка действующей системы налогового планирования, принятие решений об отказе то нерезультативных методов и о разработке новых.
Сравнение плановых и фактических показателей величин налоговых платежей производится при подведении итогов выполнения тех или иных планов [26, c.51-56].
Авторы Т.А. Козенкова и А.В. Ройбу дают схожее с Е.Н. Евстигнеевым представление об этапах налогового планирования. Однако необходимо заметить, что данные авторы делят этапы налогового планирования на стратегическое и оперативное налоговое планирование, а также как этап, выделяют оценку эффективности налогового планирования .
Рассмотрение различных мнений по поводу этапов налогового планирования позволяет сделать следующие выводы. Нам кажется правильным согласиться с российским экономистом Е.Н. Евстигнеевым в том, что этапы налогового планирования не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, так как организация налогового планирования зависит от разных факторов: этапа развития предприятия, целей организации. Поэтому мы считаем, что не следует строить систему налогового планирования в соответствии с подходом какого-либо одного автора, целесообразно учесть положительные аспекты всех подходов и постараться избежать использования отрицательных сторон. Необходимо так же заметить, что, несмотря на различия в рассмотрении вопроса этапов налогового планирования в организации, все действия в рамках данных этапов сводятся к одной цели – оптимизации налоговых платежей в организации.

3 Организационные основы налогового планирования
В настоящее время еще достаточно немного предприятий, на которых хорошо организовано налоговое планирование. Существует мнение, что организация налогового планирования и его объемы зависят от величины налогового давления (нагрузки) на предприятие.
Необходимость мероприятий налогового планирования по степени налоговой нагрузки можно представить следующим образом.
При налоговой нагрузке 10-20% потребность в мероприятиях налогового планирования минимальна. Для исключения налоговых рисков достаточно четко вести бухгалтерский учет и внутренний документооборот, использовать прямые льготы.
Если налоговая нагрузка на предприятии составляет 20-40 %, потребность в налоговом планировании выражается в регулярных мероприятиях. Налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, ведется специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов. Необходимо иметь специально подготовленный персонал, осуществлять контроль и руководство со стороны финансового директора.
При значении показателя налоговой нагрузки 40-60% потребность в налоговом планировании выражается в обязательном использовании мероприятий налогового планирования, которое становится элементом создания и стратегического планирования деятельности организации по всем внешним и внутренним направлениям. Для организации налогового планирования необходимо иметь специально подготовленный персонал и организовать тесное взаимодействие со всеми службами, налоговые консультанты должны проводить обязательный налоговый анализ и экспертизу любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций.
При налоговой нагрузке более 70% ситуацию можно считать критической. Вряд ли в этом случае целесообразно вести бизнес в дальнейшем. Единственно правильным действием налогоплательщика будет изменение сферы деятельности и (или) территории осуществления бизнеса.
Налоговая нагрузка (доля налоговых платежей) рассчитывается как суммарная доля налоговых платежей, причитающихся организации, за рассматриваемый период в добавленной стоимости продукции, произведенной организацией за тот же период [26, с. 44-45].
На наш взгляд, не совсем корректно определять необходимость налогового планирования на предприятии только с точки зрения налоговой нагрузки.
Во-первых, налоговое планирование, если под ним понимать планирование с целью оптимизации налоговых платежей, не может зависеть только от уровня налоговой нагрузки на предприятие. Если предприятие воспринимает концепцию налогового планирования, то его реализация может проводиться при любом, даже наименьшем уровне налоговой нагрузки. При этом должны использоваться все возможные инструменты, формы и методы налогового планирования; конечно, подчеркнем, лишь те инструменты, формы и методы, которые не нарушают действующее законодательство.
Во-вторых, наличие на предприятии специального структурного подразделения, которое занимается налоговым планированием, его штат, возможность обслуживания в аудиторских и консалтинговых фирмах не столько будут зависеть от уровня налоговой нагрузки на предприятие, сколько от ее финансовых возможностей.
Если у предприятия нет средств на организацию службы налогового планирования, то даже при высокой налоговой нагрузке оно не сможет ее организовать. Поэтому каждое предприятие, формируя службу налогового планирования, должно исходить, во-первых, из того, какие средства оно может выделить на организацию такой деятельности, и, во-вторых, смогут ли эти затраты окупиться, а если окупятся, то за какое время. Конечно, на малых предприятиях, где кроме рабочих, есть только руководитель (директор) и бухгалтер, ни о какой специальной службе речь идти не может, а функции налогового планирования должны на себя взять они самостоятельно. На больших предприятиях, где, как структурные подразделения, уже организована бухгалтерия и планово-финансовый отдел, обязанности по выполнению таких функций целесообразно возложить на одного из работников этого отдела или сформировать группу налогового планирования.
Что касается крупных предпринимательских структур, то в их организационной структуре следует формировать специальные отделы налогового планирования.
В состав этих подразделений целесообразно вводить:
- финансистов, которые разрабатывают схемы налогового планирования и оценивают их возможную эффективность;
- бухгалтеров - анализируют возможность отображения таких схем в бухгалтерском учете в соответствии с нормами действующего налогового законодательства и положений бухгалтерского учета;
- юристов - готовят необходимые документы для оформления и выполнения соглашений, а также анализируют схемы налогового планирования с точки зрения их правовой защищенности с учетом норм налогов, финансового, хозяйственного, гражданского и международного права.
В организации служба налогового планирования осуществляет следующие функции:
- готовит среднесрочные и долгосрочные комплексные налоговые планы, согласовывает и взаимно увязывает все их разделы, организует контроль за выполнение подразделениями плановых налоговых заданий, а также статистический учет по показателям налогового планирования, периодической отчетности в установленные сроки, систематизацию статистических материалов;
- подготавливает предложения по конкретным направлениям изучения практики налогового планирования в российских и зарубежных организациях с целью определения перспектив развития организации;
- осуществляет координацию проведения исследований, направленных на повышение эффективности мероприятий налогового планирования;
- дает необходимые рекомендации по вопросам налогообложения с целью предупреждения просчетов и ошибок, которые могут повлечь штрафные и другие санкции, снизить прибыль и отрицательно повлиять на репутацию организации;
- участвует в рассмотрении исков к налоговым, таможенным органам в арбитражных судах;
- следит за изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативные правовые документы;
- осуществляет методическое руководство и организует работу по налоговому учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности в целях налогообложения, разработку рациональной с точки зрения налоговых последствий учетной политики;
- осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды;
- организует разработку унифицированной плановой документации, экономических стандартов, внедрение средств механизированной и автоматизированной обработки плановой и учетной информации;
- оказывает методическую помощь работникам подразделений организации по вопросам налогообложения и налогового учета, контроля, отчетности и экономического анализа.
В случае если отдел налогового планирования на предприятии не создается, к реализации отдельных схем по минимизации налоговых платежей целесообразно привлекать, кроме руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста по налоговому планированию.
Каждый из участников оптимизации налоговых платежей выполняет четко определенные функции (Приложение 5).
Руководитель предприятия принимает решение относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации.
Юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами.
Бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить.
Специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, которая поступила от руководителя, юриста и бухгалтера и дает заключение относительно возможности и целесообразности реализации такой схемы.
Пример организации налогового планирования на предприятии представлен в приложении 6.
Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем оптимизации налоговых платежей.


4 Развитие налогового планирования в организации на современном этапе.
Налоговое планирование, как одно из важных направлений налогового менеджмента, получает в Российской Федерации все большее распространение. Эффективность применения широкого спектра методов налогового планирования в рамках конкретной организации в условиях экономики России ограничивается в достаточно сильной мере несколькими факторами.
Во-первых, налоговые последствия в виде сумм уплачиваемых налогов в большинстве случаев оцениваются после совершения хозяйственных операций, a не на стадии планирования, что существенно сокращает возможности применения тех или иных методов.
Во-вторых, процесс управления налоговой нагрузкой в отечественной практике сводится в основном к снижению только одного налога или осуществлению нескольких оптимальных сделок. Преодоление сложившейся ситуации возможно только c помощью четкой формулировки задач налогового планирования при их обоснованности на теоретическом уровне. Данный подход пока не получил в современной российской экономической мысли должного междисциплинарного развития, включающего в себя финансовый, правовой, экономический и бухгалтерский аспекты.
В-третьих, процесс налогового планирования независимо от его сроков, возможен только в условиях неизменной и стабильной макроэкономической ситуации, что в условиях реалий России представляется пока трудновыполнимым.
В то же время, несмотря на вышеуказанные ограничения, в настоящее время создаются условия существования и функционирования организаций, формируются предпосылки для перехода к цивилизованным формам и способам налогового планирования, основанным на нормах закона. Существенно укрепляется законодательная база; усиливается контроль со стороны государства за уплатой налогов и ужесточение мер, применяемых к организациям-неплательщикам. Процесс укрупнения организаций путем реорганизаций, слияния, поглощения мелких фирм более крупными, создание многопрофильных объединений также является одной из причин создания и внедрения методов налогового планирования.
По результатам анализа налогового планирования на основе материалов периодической печати и информационных источников из Интернета можно сделать вывод o том, что далеко не все элементы и методы, описанные исследователями налогового планирования, используются хозяйствующими субъектами. Хотя, чтобы налоговое планирование приняло системный характер, необходимо рассматривать всю совокупность имеющихся элементов и методов и проводить анализ на предмет возможности применения их в практической деятельности, так как возможно, это приведет к большей эффективности проектов по налоговому планированию, чем использование только лишь ситуационного подхода и построения схем.
Современная организация налогового планирования на российских предприятиях, помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых поступлений, отличается от принятых за рубежом стандартов чрезмерно высокой ролью бухгалтерии предприятия в данной области планирования и некоторой толерантностью и индифферентностью экономических и финансовых служб. Последние либо вовсе не принимают участия в планировании налогов, либо занимаются сбором статистической информации, причем постфактум.
Организационная структура налогового планирования должна строиться, базируясь на двух принципах: быть неотъемлемой составляющей организационной структуры бюджетного процесса в рамках финансового планирования и использовать навыки, потенциал иных служб предприятия при планировании мероприятий по оптимизации совокупности налогооблагаемых баз.
Организация налоговой деятельности и выполнение работ по налоговому планированию невозможны без организации соответствующей службы или подразделения. Отдел организации налоговой деятельности фактически должен выполнять функции подразделения налоговой службы, на которое возложено планирование налоговой деятельности организации в целом и самой налоговой службы в частности.
Служба налогового планирования, то есть ее специалисты осуществляют работу по налоговому планированию в организации. Реализация процесса налогового планирования должна быть направлена на организацию безболезненной с точки зрения налогового законодательства деятельности организации в соответствии с требованиями налогового законодательства и возможностями получения необходимых ресурсов [26, c.57].
При организации налогового планирования необходимо учитывать опыт сторонних консультантов, что поможет избежать ошибок в налоговой оптимизации, так как внешнее налоговое консультирование предполагает перенос рисков, связанных с консультацией внешнего консультанта по проблемным вопросам налогового планирования, на консультанта. Опыт консультанта, полученный при проведении налогового планирования в десятках организаций, поможет выработать правильные и взвешенные решения.
Складывающаяся экономическая и политическая ситуация формирует перечень услуг, предоставляемых ведущими аудиторскими фирмами мира в области налогового консультирования и налогового планирования. Достаточно долгое время существуют за рубежом и начинают появляться в России фирмы, которые постоянно занимаются разработкой сложных схем по снижению налогообложения компаний и предлагают их как корпоративным, так и индивидуальным клиентам [36, c.99]. Это свидетельствуют о том, что, несмотря на усиливающийся контроль со стороны налоговых органов, организации приспосабливаются к таким условиям, меняя стратегию и тактику исходя из положений меняющегося законодательства.
Следует отметить, что разработка и применение сложных налоговых схем при достаточной доле злого умысла или юридической неграмотности могут нанести значительный ущерб государству. Одной из главных проблем, c которыми сталкивается государство и налогоплательщики, является установление грани между собственно налоговым планированием и уклонением от уплаты налогов.
Государство способно существенно влиять на организацию налогового планирования путем совершенствования налогового законодательства.
В странах c развитой рыночной экономикой государство активно и целенаправленно осуществляет такую деятельность. Например, налоговое управление в США в 2003 году обязало аудиторские компании и консультантов раскрывать все схемы налоговой оптимизации, которые они продают клиентам. A Великобритания в 2006 году обратилась к Европейской комиссии c просьбой разрешить ей ввести новый порядок уплаты НДС, который позволил бы сократить масштабы налогового мошенничества.
В Российской Федерации масштабы потерь бюджета в результате уклонения от уплаты налога c применением различного рода схем значительны. Анализируя практику налогового планирования в России, можно констатировать, что стремление уклониться от уплаты налогов носит достаточно массовый характер.
Одной из главных причин возникновения конфликтов между государством и налогоплательщиками является недостаточная проработанность налогового законодательства, наличие большого числа пробелов, которые не позволяют c достаточной точностью определить законность или незаконность того или иного способа минимизации налогов. Это в свою очередь создает возможность для разработки и применения схем уклонения от уплаты налогов.
Другой причиной создавшегося положения является отсутствие в российском законодательстве четких критериев оценки действий налогоплательщика по налоговому планированию. Для решения этой проблемы будет полезен опыт развитых стран, имеющих обширную деятельность и практику налогового планирования.
Например, во Франции, для оценки добросовестности действий налогоплательщика используется понятие «злоупотребление правом». В законодательстве Франции определено, что злоупотребление правом – результат юридических построений, производимых c целью полного или частичного освобождения от налога [41, c.34]. Налоговые органы имеют возможность доказывать злоупотребление либо самостоятельно, либо c привлечением консультативного органа. Налоговым органам также предоставляется право устанавливать истинный характер гражданско-правовых договоров для выявления скрытой передачи или выявления прибыли. У налогоплательщиков имеется процедура, позволяющая исключить в дальнейшем квалификацию его действий в качестве злоупотребления правом. Данная процедура предоставляет налогоплательщику возможность направить в консультативный или налоговый орган запрос o правомерности характера и наличии признаков злоупотребления правом в операции, которую он намерен осуществить в будущем. При отсутствии в установленный срок ответа или отсутствие в ответе возражений ответ считается положительным, что лишает налоговый орган возможности впоследствии квалифицировать соответствующие операции в качестве действий, направленных на злоупотребление правом.
Наличие подобного порядка позволяет налоговым органам на предварительной стадии убедиться в наличии или отсутствии злоупотребления правом, тем самым, повышая эффективность дальнейших мероприятий по переквалификации и доказывая недобросовестность налогоплательщика.
В Швеции действует аналогичный порядок, при котором Комиссией по налоговому праву выдается предварительное заключение o налоговых последствиях сделки или совокупности сделок. Такое заключение может быть запрошено как налогоплательщиком, так и налоговой администрацией, a применение подобного заключения является обязательным для налоговых органов при условии согласия налогоплательщика.
В российском законодательстве такие положения недостаточно широко применяются. В связи c этим судебная практика пошла по пути введения понятий добросовестного и недобросовестного налогоплательщика. По мнению ряда специалистов, нормативное закрепление на законодательном уровне критериев недобросовестности позволило бы решить ряд комплексных проблем, имеющих место в работе налоговых органов при выявлении нарушений налогового законодательства, среди которых основной является проблема классификации действий налогоплательщиков при формальном соответствии последних нормам налогового и гражданского законодательства [39, c.14].
Вместе c тем, законодательство не предусматривает возможности давать правовую оценку поведению лица (например, признавать добросовестным налогоплательщика) безотносительно обстоятельств конкретного дела: правовая оценка действий (или бездействия) лица может быть дана Арбитражным судом только при рассмотрении дела по конкретному спору.
По мнению некоторых специалистов, в настоящее время введение понятий добросовестный и недобросовестный налогоплательщик является недостаточно обоснованным. При этом сам термин «добросовестность» должен применяться не в отношении самого налогоплательщика, a в отношении его действий [41, c.35].
C учетом мирового опыта представляется целесообразным ведение в отечественное законодательство понятия «злоупотребления правом», a также введения «доктрины деловой цели» [41, c.35]. Сущность «доктрины деловой цели заключается в том, что сделка, создающая налоговые преимущества считается недействительной, если она не достигает этой цели [12, c.91]. В совокупности это даст положительный эффект в борьбе c массовым уклонением от уплаты налогов. Налогоплательщикам это позволит более обосновано отстаивать свои права в области оптимизации налоговых платежей, a презумпция невиновности не будет рассматриваться в качестве положения, противоречащего интересам государства. Введение подобных механизмов наряду c принципами налогового планирования позволит заполнить пробелы налогового законодательства и обеспечить понятные взаимоотношения между контролирующими органами и налогоплательщиками.
Таким образом, в России еще не достаточно проработанной является практика организации налогового планирования на предприятии. Существуют факторы, отрицательно влияющие на эффективность налогового планирования. Не многие предприятия в полной мере пользуются теоретическими разработками в области налогового планирования. Необходимо использовать всю совокупность имеющихся элементов и методов. Организация налогового планирования часто сводится соблюдению законодательства в сфере налогообложения, a не оптимизации налоговых платежей. Если c экономической точки зрения не выгодно содержать отдел по налоговому планированию, необходимо формировать группу специалистов, осуществляющих функции данного отдела. Так же, нам представляется целесообразным привлечение сторонних консультантов c целью переложения рисков по проблемным вопросам налогового планирования.
Необходимо внести изменения в законодательство, которые бы позволяли налоговым органам и налогоплательщикам однозначно разделять понятия налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов.


Заключение
Налоговое планирование является составной частью финансового менеджмента и занимает в ней специфическое место, что обусловлено тем, что налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами хозяйствующих субъектов. Налоговая экономия увеличивает собственные финансовые ресурсы предприятия, поэтому конечной целью налогового планирования является не только и не столько оптимизация налогов, а в рамках достижения основных целей предпринимательской деятельности предприятия повышение его финансовой устойчивости и значимости.
В настоящее время назрела острая необходимость выделения налогового планирования в отдельное самостоятельное направление науки и практики управления финансами организации, определения его места в системе финансового менеджмента, систематизации накопленных разрозненных теоретических знаний и фрагментарного практического опыта в целях обеспечения устойчивого роста благосостояния российских организаций и развития экономики страны. Требуется формирование новых подходов к налоговому планированию как важнейшей составной части управления финансами, оценки его влияния на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта. Значимость налогового планирования обусловлена тем, что с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности организации, а также существенными величинами налоговых платежей в общей сумме ее расходов, высоким уровнем налоговой нагрузки, тяжестью налогового бремени предприятий.
Многие теоретические вопросы налогового планирования являются дискуссионными. К таким вопросам относятся вопросы понятия, классификации, этапов налогового планирования.
Достаточно сложным является вопрос организационных основ налогового планирования в организации. Распространено мнение, что необходимость мероприятий налогового планирования зависит от степени налоговой нагрузки. Мы согласны c тем, что уровень налогового бремени является важным фактором при принятии решений об организации отдела налогового планирования на предприятии; но на наш взгляд, не совсем правильно определять необходимость налогового планирования на предприятии только с точки зрения налоговой нагрузки. Важным является фактор затрат на организацию такого подразделения. Если у предприятия нет средств на организацию службы налогового планирования, то даже при высокой налоговой нагрузке оно не сможет ее организовать.
Эффективность налогового планирования в организации в условиях российской экономики ограничивается наличием нескольких обстоятельств. Далеко не все элементы и методы, описанные исследователями налогового планирования, используются хозяйствующими субъектами при организации налогового планирования. На российских предприятиях налоговое планирование часто сводится к своевременной уплате налогов, правильному исчислению налоговых платежей. Необходимостью оптимизации налоговых платежей часто пренебрегают.
Противоречие интересов государства и налогоплательщиков при использовании различных способов оптимизации налоговых платежей последних порождает проблему не четкого разделения понятий налогового планирования и уклонения от уплаты налогов. В связи c этим принимаются попытки совершенствования законодательства в области налогового планирования. C учетом мирового опыта представляется целесообразным для решения данной проблемы более широкое использование в отечественном законодательстве понятия «злоупотребление правом» и «доктрины деловой цели».





Список использованных источников
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – М.: Омега – Л, 2007.
2. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Дашков и К, 2003.
3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М: Финансы и статистика, 2001.
4. Белоусова С.В. Оптимизация и минимизация налогообложения: практическое руководство. – М.: Вершина, 2006.
5. Боброва А.В., Головецкий Н.Я. Организация и планирование налогового процесса. – М.: Экзамен, 2005.
6. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Брызгалин В.В. Методы налоговой оптимизации. – М.: Аналитика-Пресс, 2001.
7. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет. – М.; СПб.: Торговый дом «Герда», 2002.
8. Вылкова Е., Романовский М. Налоговое планирование. – СПб.: Питер, 2004.
9. Грищенко В.Н., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы планирования и прогнозирования. Ч.1. – СПб.: СПбУЭФ, 2001.
10. Джон Пеппер. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. – М.: ИНФРА – М, 1998.
11. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для студентов экон. спец. вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
12. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
13. Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования. – СПб.: Питер, 2004.
14. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2001.
15. Карп М.В. Налоговый менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
16. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. – М.: ИНФРА – М: КОДЕКС, 2003.
17. Кашин В.А. Налоговые соглашения России: международное налоговое планирование для предприятий. – М. ЮНИТИ, Финансы, 1998.
18. Кожинов В.Я. Отраслевые особенности налогообложения и учета. – М.: ФКБ-Пресс, 2000.
19. Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. – М.: АиН, 2001.
20. Медведев А.Н. Как планировать налоговые платежи: Практическое руководство для предпринимателей. – М.: ИНФРА-М, 1996.
21. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2000.
22. Налоги и налогообложение / под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – СПб.: Питер, 2006.
23. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 2001.
24. Налоговое право: Учебное пособие / под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
25. Перов А.В. Налоги и международные соглашения России. – М.: Юристъ, 2000.
26. Ройбу А.В. Налоговое планирование. Схемы минимизации налогов в современном российском правовом поле: практическое руководство.– М.: Эксмо, 2006.
27. Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. – М.: Радио и связь, 2000.
28. Селезнева Н.Н. Налоги и налоговая система России. – М.: ЮНИТИ, 2000.
29. Сергеева Т.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения: практическое руководство. – М.: Экзамен, 2006.
30. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА- М, 2003.
31. Бабанин В.А., Воронина Н.В. Организация налогового планирования в российских компаниях // Финансовый менеджмент.- 2006. - №1.
32. Букина Г.Н. Корпоративный налоговый менеджмент как неотъемлемая составляющая стратегии управления бизнесом // ЭКО.- 2007.- №1.
33. Воронина Н.В, Бабанин В.А. Налоговое планирование в системе финансового менеджмента //Финансовый менеджмент.- 2006. - №27.
34. Грищенко А.В.Оптимизация налогооблагаемой базы // Налоговое планирование. – 2007. - №1.
35. Кокорев И. Международное налоговое планирование // Аудит и налогообложение. – 2001. - №4.
36. Митрофанов Р.А. Перспективы и проблемы налогового планирования и налоговой оптимизации // Бухгалтерский учет и аудит. – 2005. - №5.
37. Попонова Н.А. Некоторые аспекты налогового регулирования в развитых странах // Финансы. – 1997.- №8.
38. Рюмин С.М. Налоговое планирование: общие принципы и проблемы // Налоговый вестник.- 2005. - №2.
39. Савсерис С.В. Недобросовестность налогоплательщика как судебная доктрина против уклонения от налогообложения // Налоговед. – 2005. - №9.
40. Стороженко О.Г. Проблемы налогового планирования на корпоративном уровне // Бюллетень финансовой информации. – 2004. - № 9-10.
41. Шмелев Ю.Д., Юрасова И.Н. Повышение роли государства в формировании системы налогового планирования // Финансы. - 2006. - №11.


 Скачать полную версию - kursak-nalogovoe-planirovanie-v.zip [65.61 Kb] (cкачиваний: 236) 



1 Автор: MoRaNi (25 декабря 2008 09:56)
Спасибо за курсовую надеюсь она мне поможет

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 
.: Навигация СПбТЭИ

Рефераты
Статьи
Курсовые работы
Дипломные работы
Факультеты института
Студенческое научное общество
Основные контактные адреса и телефоны института
Каталог
История института
Фотографии из жизни института

.: Факультеты
  • Экономика товарного обращения
  • Основы товароведения и экспертизы товаров
  • Бухгалтерский учет в торговле
  • Торгово-технологические процессы на предприятиях торговли
  • Экономика, анализ и планирование деятельности предприятий торговли и общественного питания
  • Менеджмент
  • Ценообразование
  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия торговли
  • Налоги и налоговое законодательство
  • Персональная информатика в маркетинге и менеджменте
  • Технология приготовления продуктов общественного питания
  • Деньги, кредит, банки
  • Стратегическое планирование
  • Финансы и кредит
  • Деловое общение
  • Мировая экономика
    .: Голосование

    Очень высокий
    Высокий
    Средний
    Ниже среднего
    Не могу оценить



    .: Самое популяное
    » Курсовая работа. Имидж Организации
    » Курсовая работа на тему "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ"
    » Курсовая работа "Финансовый леверидж и его роль в управлении предприятием"
    » Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках
    » Денежно-кредитная политика государства
    » Возникновение и Развитие Прямых Налогов
    » Курсовик - Целевые бюджетные и внебюджетные фонды в системе государственных финансов.
    » Курсовая работа. Анализ Рисков Корпоративных Инвестиционных Проектов
    » Пути Снижения Затрат на Производство Продукции
    » Реферат на тему "Компьютерные вирусы"
    » Источники Финансирования Инвестиционной Деятельности
    » Учение В.И.Вернадского о биосфере
    » Реферат - Классификация компьютерных сетей
    » Инфляция- экономические и социальные последствия инфляции
    » Налоговое Планирование в Организации
    » Кадровые стратегии
    » Монетарная политика государства
    » Издержки Производства и Себестоимость Продукции
    » Макс Вебер вклад в современную науку
    » Курсовая работа на тему "АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФИРМЫ"
    » Экологическая культура
    » Предмет и методы микроэкономики
    » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    » Затраты и результаты деятельности предприятия
    » Сущность Российского парламентаризма

    .: Реклама


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Ноябрь 2009 (1)
    Август 2009 (28)
    Июль 2009 (38)
    Июнь 2009 (40)
    Май 2009 (47)
    Апрель 2009 (41)
    Март 2009 (41)
    Февраль 2009 (46)
    Январь 2009 (45)
    Декабрь 2008 (38)
    Ноябрь 2008 (39)
    Октябрь 2008 (38)
    Сентябрь 2008 (39)
    Август 2008 (40)
    Июль 2008 (37)
    Июнь 2008 (37)
    Май 2008 (41)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (42)
    Февраль 2008 (44)
    Январь 2008 (38)
    Декабрь 2007 (35)
    Ноябрь 2007 (35)
    Октябрь 2007 (39)
    Сентябрь 2007 (38)
    Август 2007 (37)
    Июль 2007 (33)
    Июнь 2007 (39)
    Май 2007 (54)
    Апрель 2007 (43)
    Март 2007 (40)
    Февраль 2007 (49)
    Январь 2007 (43)
    Декабрь 2006 (38)
    Ноябрь 2006 (37)
    Октябрь 2006 (42)
    Сентябрь 2006 (36)
    Август 2006 (40)
    Июль 2006 (38)
    Июнь 2006 (39)
    Май 2006 (30)
    Апрель 2006 (28)
    Март 2006 (30)
    Февраль 2006 (31)
    Январь 2006 (29)
    Декабрь 2005 (39)
    Ноябрь 2005 (30)
    Октябрь 2005 (37)
    Сентябрь 2005 (37)
    Август 2005 (39)
    Июль 2005 (31)
    Июнь 2005 (29)

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     


  • Неофициальный сайт СПб ТЭИ - "Санкт-Петербургский торговоэкономический институт"
    Связь с администрацией | Статистика | Карта сайта
    Все права защищены 2007-2014 ©