Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Специфика семейного воспитания.


Поиск по сайту:

Специфика семейного воспитания.
Раздел: Курсовые работы | 7 июля 2009 | Автор:bizdrya | просмотров: 16714 | печать
 (голосов: 5)

Содержание

Введение 3
1. 1 Специфика семейного воспитания 6
1. 2 Потенциал стиля семейного воспитания (стилевые характеристики семейного воспитания) 15
1. 3 Роль стиля семейного воспитания в развитии личности ребенка 24
Список литературы 38

Введение
Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий — там он свой.
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружаю¬щем мире, а при высоком культурном и образовательном потен¬циале родителей — продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья — это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отно¬шений с людьми. Именно и семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отно¬шении к материальным и духовным ценностям.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Н.И.Лисина, В.К.Копырло и др.). Проблема формирования личности - центральная проблема педагогической психологии. Значимость взрослого и прежде всего родителей для развития личности ребенка признавалась и признается практически всеми западными и отечественными психологами.
Авторы, занимающиеся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.
Вместе с тем, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка, слабо изученным остается вопрос о конкретном влиянии воспитательных принципов каждого из родителей на различные структурные элементы личности, в том числе на уровне отдельных черт личности, на уровне смысловых образований личности.
Актуальность: в связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо определить значение внутрисемейных психологических факторов, в частности, стиля семейного воспитания, для формирования личности ребенка, с тем, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.
Объект – формирование личности ребенка.
Предмет – особенности формирования личности ребенка в зависимости от различных стилей семейного воспитания.
Цель – выявить влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка.
Задачи:
1) изучить влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка;
2) выявить и охарактеризовать особенности различных стилей семейного воспитания;
3) экспериментально исследовать влияние различных стилей семейного воспитание на формирование личности ребенка.

Глава 1. Теоретические основы исследования. Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка.
1. 1 Специфика семейного воспитания
Есть определенная специфика семейного воспитания в от¬личие от воспитания общественного. По природе своей семей¬ное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как пра¬вило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотноше¬ний ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимос¬ти, великодушия, умения прощать, чувства долга. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопро¬вождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непроходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, по¬мощников, защитников, старших друзей.
Однако эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в кол¬лективе сверстников, а иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым и т. д., что негативно влияет на адаптацию в школе .
Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький че¬ловек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, из¬неженности, избалованности, зазнайства, лицемерия и т. д., что также отражается на адаптации ребенка в школе.
Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буй¬ных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицатель¬ных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспита¬ние становится неблагоприятным фактором формирования лич¬ности, такая семейная атмосфера в дальнейшем грозит дезадаптацией ребенка .
Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные иде¬алы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции и своеоб¬разные позиции воспитателей и воспитуемых. Причем один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети — мамы, папы — бабушки и дедушки — прабабушки и прадедуш¬ки... И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домаш¬нее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные тра¬диции, вступают в самые различные по характеру взаимоотноше¬ния.
В семье действуют психологические механизмы социализации, которые обеспечивают содержание и характер столь значимого влияния семьи на ребенка. К таким психологическим механизмам социализации следует отнести подкрепление и идентификацию.
Подкрепление. Родители определенным образом реагируют на поведение ребенка: одобряют, поощряют или наказывают его за нарушение каких-то правил. Тем самым у ребенка складываются первые знания о том, что хорошо и что плохо, т.е. определенные нормы поведения.
Идентификация. Дети подражают родителям, сознательно и несознательно ориентируются на их пример. У ребенка появляются содержательные представления о социальных ролях и образцы поведения. Важно, каким содержанием в той или иной семье наполняются указанные механизмы.
В зависимости от того, какие методы воспитания преобладают у родителей, складываются взаимоотношения взрослых и детей.
Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизнен¬но важные виды деятельности — интеллектуально-познаватель¬ную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. При¬чем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложней¬ших социально и личностно значимых форм поведения.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благо¬творное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в детском саду, в школе, на работе, на отдыхе в дру¬гом городе, в служебной командировке. Однако семья таит в себе определенные сложности, проти¬воречия и недостатки воспитательного воздействия .
Так, наибо¬лее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать, рассматривая успешность в обучении детей в школе, следует считать:
 бездуховность родителей, отсутствие стремления духов¬ного развития детей;
 авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
 безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
 отсутствие нормального психологического климата в се¬мье;
 фанатизм в любых его проявлениях;
 безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, бесприн¬ципность, противоречивость в применении методов вос¬питания, физические наказания, причинение детям тя¬желых нравственных страданий);
 противоправное поведение взрослых .
Исходя из специфики семьи как персональной среды раз¬вития личности ребенка, должна быть, выстроена система прин¬ципов семейного воспитания:
 дети должны расти и воспитываться в атмосфере добро¬желательности, любви и счастья;
 родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
 воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
 диалектическое единство искреннего, глубокого уваже¬ния к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
 личность самих родителей — идеальная модель для под¬ражания детей;
 воспитание должно строиться с опорой на положитель¬ное в растущем человеке;
 оптимизм и мажор — основа стиля и тона общения с детьми в семье .
Эти принципы могут быть расширены, дополнены, видо¬изменены... Главное, чтобы они были. И чтобы были пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка, это положительно повлияет на успешность в обучении ребенка.
Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях динамика рос¬та и взаимоотношений во многом детерминируется такими фак¬торами, как семейные ценности и стили воспитания.
Дети в семье — дополнение, обогащение жизни двух лю¬дей, связавших себя узами брака. Ребенку нужны оба родителя — любящие отец и мать. Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности и адаптацию ребенка. Конфликтная, напряженная обста¬новка делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, аг¬рессивным. Трения между супругами, как правило, травмирую¬ще влияют на ребенка, его адаптацию .
На всех этапах развития ребенка в семье, как на него само¬го, так и на его родителей оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды. Одни из них оздоровля¬ют воспитательную функцию семьи, другие оказывают на нее дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения.
Познание факторов, порождающих эти проблемы, позво¬ляет полностью или частично устранить дискомфорт в семейном общении, оздоровить семейную микросреду, таким образом обеспечить нормальную адаптацию ребенка в школе. Среди таких факто¬ров Торохтий В. С. выделяет следующие:
1. «Образ мыслей» семьи. Фактор отражает социально-пси¬хологический аспект образа жизни семьи и имеет свои особен¬ности.
 Во-первых, вся система ценностей, установок, потреб¬ностей и мотивов семьи ориентирована на реальные воз¬можности ее жизнеобеспечения. Образ мыслей семьи во многом определяется условиями жизни.
 Во-вторых, сформированная со временем способность адаптации целей, установок, ценностных ориентации семьи к реалиям внешней жизни, влияющих на психику каждого ее члена.
 В-третьих, готовность к различного рода жизненным изме¬нениям, профессиональной деятельности обоих супругов.
2. «Образ общения» семьи. Этот фактор также отражает соци¬ально-психологический аспект образа жизни семьи. У него есть свои особенности:
 Во-первых, особая межличностная коммуникативность, имеющая особую значимость в силу личностно-интимного значимого характера общения.
 Во-вторых, открытость семейной коммуникации соци¬альной среде обитания, выраженность собственных се¬мейных интересов.
 В-третьих, неформальность отношений между членами семьи.
 В-четвертых, особая развитость таких механизмов, как эмпатия, идентификация, педагогическая рефлексия.
 В-пятых, особая значимость отношений с родителями.
3. Отношение социальной среды к семье. Данный фактор не¬однозначен, нередко характеризуется противоречивостью, а по¬рой и неадекватностью реальных притязаний и ожиданий. В одних случаях у ребенка формируется уверенность в возможности реше¬ния сложных жизненных задач, а в других — неуверенность в себе, своих родителях.
4. Традиции нации, народности, места проживания семьи. В такой стране, как Россия, где проживает свыше 100 националь¬ностей, членам семьи приходится приобщаться к особенностям культуры, нравов, обычаев, языка, наречий различных наций и народностей. Традиции семьи, края (места) жительства семьи усваиваются в виде представлений об общечеловеческих ценно¬стях, правилах и нормах поведения. Родители и дети, сохраняя общие черты культуры своей нации, народности, усваивают от¬части духовные ценности национальной социальной среды.
5. Традиции семьи. Представляя культурное наследие, нор¬мы и правила поведения выступают одним из средств формиро¬вания у детей высоких нравственных качеств.
6. Интеллектуальный уровень окружения ребенка. Этот фактор неоднозначен, и диапа¬зон его проявления довольно широк. От него во многом зависит успех воспитания, который не определяется в абсолютных вели¬чинах, а всегда оценивается с помощью сравнения» .
Познание рассмотренных выше общих факторов позволяет воссоздать педагогическую атмосферу воспитания детей в семье. Конструктивность воспита¬тельного процесса в семье в большей мере определяют частные факторы. В их числе можно выделить следующие:
 Представления родителей об эталоне воспитанной лич¬ности. С эталоном воспитанной личности многие роди¬тели связывают не столько цельный образ — разносто¬ронний профиль личности, сколько различные обобще¬ния определенных качеств. Причем предпочтение отда¬ется группе нравственных качеств. Имея общее представ¬ление о воспитании детей, родители более обстоятельно познают его содержание чаще намного позднее рожде¬ния ребенка. В таком случае эталон воспитанной личнос¬ти представляется родителям нередко как проекция опыта собственного воспитания. Данный эффект определяет все последующее развитие знаний, отношений и установок родителя на процесс воспитания, а также адаптацию ребенка в школе.
 Расположенность к полу ребенка в семье. В семье существует определенная специфика отношений к полу ре¬бенка. Суть ее состоит в том, что отцу всегда ближе сын, а матери — дочь.
 Педагогическая культура общения родителей. Она пред¬полагает усвоение системы знаний и навыков тактично¬го поведения в различных ситуациях, наличие у людей знания о психологических последствиях для другого че¬ловека той или иной формы поведения.
 Мотивы рождения ребенка. Каждая нормальная семья рано или поздно стремится осуществить важнейшее свое предназначение — рождение и воспитание одного или нескольких детей. Однако к такому решению супруги приходят, руководствуясь собственными многообразны¬ми мотивами: стремление стабилизировать отношения между собой; действовать как все; рассматривают воспи¬тание наследника как цель жизни; желание не выделять¬ся среди других; стремление обеспечить себе беззабот¬ную старость; возможность получения дополнительных льгот; желание удостовериться в своих способностях; стремление привязать жену к дому» .
Доминирующая мотивация рождения ребенка опре¬деляет последующее отношение родителей к воспитанию и как следствие, социальную адаптацию ребенка, в том числе и адаптацию в школе.
 Установки супругов на воспитание детей. Представляя своего рода, готовность действовать тем или иным образом, они указывают, что каждый из суп¬ругов не только отражает окружающую действительность, но и эмоционально переживает ее, осмысливает и пред¬принимает определенные действия для воплощения ее требований в психических свойствах и качествах ребенка. Они обозначают субъективные ориентации индивидов как членов малой социальной группы по отношению к тем или иным объектам, людям, ценностям, обусловли¬вающим определенные (нравственные, этические, фи¬зические, половые, правовые и др.) нормы поведения своих детей.
 Уровень притязаний родителей по отношению к ребенку. Под этим понимается уровень сложности воспитатель¬ных задач, выбранных супругами, на осуществление ко¬торых они претендуют. Это конкретный результат, кото¬рый родители собираются получить, приступая к воспи¬танию дочери или сына. Уровень притязаний зависит от сопоставления результатов воспитания ребенка с нормативными достижениями референтной личности, от самооценки и личностных особенностей .
Кроме вышеназванных частных факторов воспитания, су¬ществуют и такие, как: преобладающие в семье настроения, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения родителей.


 Скачать полную версию - specifika-semejjnogo-vospitanija.rar [38.38 Kb] (cкачиваний: 74) 



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 
.: Навигация СПбТЭИ

Рефераты
Статьи
Курсовые работы
Дипломные работы
Факультеты института
Студенческое научное общество
Основные контактные адреса и телефоны института
Каталог
История института
Фотографии из жизни института

.: Факультеты
  • Экономика товарного обращения
  • Основы товароведения и экспертизы товаров
  • Бухгалтерский учет в торговле
  • Торгово-технологические процессы на предприятиях торговли
  • Экономика, анализ и планирование деятельности предприятий торговли и общественного питания
  • Менеджмент
  • Ценообразование
  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия торговли
  • Налоги и налоговое законодательство
  • Персональная информатика в маркетинге и менеджменте
  • Технология приготовления продуктов общественного питания
  • Деньги, кредит, банки
  • Стратегическое планирование
  • Финансы и кредит
  • Деловое общение
  • Мировая экономика
    .: Голосование

    Очень высокий
    Высокий
    Средний
    Ниже среднего
    Не могу оценить



    .: Самое популяное
    » Курсовая работа. Имидж Организации
    » Курсовая работа на тему "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ"
    » Курсовая работа "Финансовый леверидж и его роль в управлении предприятием"
    » Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках
    » Денежно-кредитная политика государства
    » Возникновение и Развитие Прямых Налогов
    » Курсовик - Целевые бюджетные и внебюджетные фонды в системе государственных финансов.
    » Курсовая работа. Анализ Рисков Корпоративных Инвестиционных Проектов
    » Пути Снижения Затрат на Производство Продукции
    » Реферат на тему "Компьютерные вирусы"
    » Источники Финансирования Инвестиционной Деятельности
    » Учение В.И.Вернадского о биосфере
    » Реферат - Классификация компьютерных сетей
    » Инфляция- экономические и социальные последствия инфляции
    » Налоговое Планирование в Организации
    » Кадровые стратегии
    » Монетарная политика государства
    » Издержки Производства и Себестоимость Продукции
    » Макс Вебер вклад в современную науку
    » Курсовая работа на тему "АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФИРМЫ"
    » Экологическая культура
    » Предмет и методы микроэкономики
    » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    » Затраты и результаты деятельности предприятия
    » Сущность Российского парламентаризма

    .: Реклама


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Ноябрь 2009 (1)
    Август 2009 (28)
    Июль 2009 (38)
    Июнь 2009 (40)
    Май 2009 (47)
    Апрель 2009 (41)
    Март 2009 (41)
    Февраль 2009 (46)
    Январь 2009 (45)
    Декабрь 2008 (38)
    Ноябрь 2008 (39)
    Октябрь 2008 (38)
    Сентябрь 2008 (39)
    Август 2008 (40)
    Июль 2008 (37)
    Июнь 2008 (37)
    Май 2008 (41)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (42)
    Февраль 2008 (44)
    Январь 2008 (38)
    Декабрь 2007 (35)
    Ноябрь 2007 (35)
    Октябрь 2007 (39)
    Сентябрь 2007 (38)
    Август 2007 (37)
    Июль 2007 (33)
    Июнь 2007 (39)
    Май 2007 (54)
    Апрель 2007 (43)
    Март 2007 (40)
    Февраль 2007 (49)
    Январь 2007 (43)
    Декабрь 2006 (38)
    Ноябрь 2006 (37)
    Октябрь 2006 (42)
    Сентябрь 2006 (36)
    Август 2006 (40)
    Июль 2006 (38)
    Июнь 2006 (39)
    Май 2006 (30)
    Апрель 2006 (28)
    Март 2006 (30)
    Февраль 2006 (31)
    Январь 2006 (29)
    Декабрь 2005 (39)
    Ноябрь 2005 (30)
    Октябрь 2005 (37)
    Сентябрь 2005 (37)
    Август 2005 (39)
    Июль 2005 (31)
    Июнь 2005 (29)

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     


  • Неофициальный сайт СПб ТЭИ - "Санкт-Петербургский торговоэкономический институт"
    Связь с администрацией | Статистика | Карта сайта
    Все права защищены 2007-2014 ©