Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Развитие личности и условия среды.


Поиск по сайту:

Развитие личности и условия среды.
Раздел: Курсовые работы | 12 июля 2005 | Автор:bizdrya | просмотров: 5330 | печать
 (голосов: 0)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Семья, как социальный институт…………………………………...5
1.1. Понятие и социальные функции семьи…………………………..5
1.2. Социальные проблемы современных семей……………………..9
1.3. Социально–педагогические аспекты развития личности……...12
Глава 2 Детство, как социально-психологический феномен социума…...18
2.1. Социальное положение детей в стране и его взаимосвязь
с развитием личности……………………………………………18
2.2. Меры социальной защиты семей, способствующие
развитию личности ребенка……………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………….27

Введение

Психологическая наука знает многое о законах обучения ребенка, о характерных возрастных особенностях его развития. В последние годы значительно обогатились научные представления об отношениях в семье, о закономерностях общения между детьми и родителями. Но все еще не разрешенной загадкой остается сложный, противоречивый, иногда мучительный, но всегда творческий процесс воспитания личности человека, таинство возвышения ума и характера. Перед этой непознанностью воспитания и родители, и наука психология во многом равны.
Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов.
Проблемным на сегодняшний день является взаимоотношения в семье и обществе. Эту проблему в состоянии решить социальная педагогика. Она как интегративная наука, объединяющая педагогику с социологией, социальной психологией, биологическими и антропологическими науками не только активно объединяет развивающегося индивида с социальными институтами, но и проникает в усложняющуюся и во многом ещё не раскрытую, и по этому и «загадочную» природу человека, его поразительных и не всегда предсказуемых возможностей.
Объект исследования – развитие личности.
Предмет исследования – социальные условия развития личности.
Цель исследования – изучить социальные условия развития личности.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и социальные функции семьи.
2. Проанализировать социальные проблемы современных семей.
3. Рассмотреть социально–педагогические аспекты развития личности.
4. Проанализировать социальное положение детей в стране во взаимосвязи с развитием личности ребенка.
5. Рассмотреть основные серы социальной защиты семей, способствующие развитию личности ребенка.
Информационной базой для написания данной работы послужили публикации следующих авторов: Т.М. Афанасьева, С.П. Баранов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, И.В. Гребенников, В. Ильин, Д. Майерс, А.С. Макаренко и др.

Глава 1 Семья, как социальный институт

1.1. Понятие и социальные функции семьи

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.
Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью [1].
Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции [13]. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой протекали бы основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и со своим существованием в целом.
Социологи определяют семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей связанное общностью быта и взаимной ответственности [15]. Поскольку семья, как правило, представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также их родственников, семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный институт.
Под социальным институтом понимается организованная система связей и социальных норм, которые объединяет значимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами – стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках [9].
Институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь [13].
Таким образом, институт – это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии; система правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе. Каждый социальный институт имеет специфические особенности и выполняет ряд функций.
Социальные функции семьи [4; 7; 11]:
1. Функция сексуального регулирования.
Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей [2]. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушение этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении добрачного сексуального опыта молодых людей. Во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи - служащими подготовкой к браку. В патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин).
2. Репродуктивная функция.
Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или взрывов.
3. Функция социализация.
Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности.
4. Функция эмоционального удовлетворения.
К многочисленным потребностям человека относится интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьёзные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертностью и т.д. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования.
5. Статусная функция.
Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Классовый статус изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам.
6. Защитная функция.
Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи. Так же могут и защищать его.
7. Экономическая функция.
Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

1.2. Социальные проблемы современных семей

Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья - это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индистраализация и др. Возникают проблемы которых не было раньше.
Среди проблем, с которыми сталкивается семья в результате социальных и экономических изменений, выделяют:
- увеличение малообеспеченных слоев населения;
- увеличение социальной и географической мобильности;
- миграция, в том числе и за пределы государства;
- ухудшение состояние здоровья населения, демографической ситуации (началась естественная убыль населения);
- фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщин;
- рост количества неполных семей;
- повышение коэффициента иждивенчества;
- социальное сиротство [16].
Все эти проблемы не могут не сказываться на развитии ребенка, на формировании полноценной личности.
Их возникновение в основном связывают с построением государственности нашей страны, серьезными ошибками в формировании социально–экономической жизни нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительно отдыха детей.
Коммерциализация делает учреждения социальной инфраструктуры детства недоступными для большинства детей; часть из них, не справились с финансовыми трудностями, закрываются. Теряется высококвалифицированный кадровый потенциал, формировавшийся десятилетиями. В конечном итоге страдают дети, лишенные возможности развиваться, отдыхать, заниматься в познавательных кружках и объединениях. Оказавшись на улице, они пополняют отряды бомжей, наркоманов, малолетних правонарушителей. Сейчас как никогда остро, ощущается слабость или полное отсутствие многих элементов социальной защищенности россиян. Если взять область личных доходов, то минимальная зарплата, максимальная пенсия, а также новые размеры всех основных социальных выплат еще очень далеки от стандартов, способных обеспечить сколько-нибудь сносное существование людей.
Резкое расслоение и обеднение большинства населения России обусловлены не только условиями перехода к рынку, но, прежде всего, нарушения состояния пропорций в оплате труда между сферами занятости, слабым социальным обеспечением, нетрудоспособных в результате не эффективной государственной политики в этой области.
В проекте Национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи «О положении семьи в Российской Федерации» впервые дается объективная, но безрадостная, картина положения семей в России. Хотя общее количество семей в стране увеличивается (примерно 9 из каждых 10 жителей страны - члены семьи), но сами семьи становятся всё меньше и меньше (2-3 человека) 67% семей состоят и супругов с детьми или без них. Значительную долю составляют неполные семьи (33%) - это, как правило, семьи одиноких матерей, разведенных женщин, вдов [15].
В последние годы сократилось число браков примерно в четверть и на 10% увеличилось число разводов, что свидетельствует о серьезном кризисе института брака.
Резко упала рождаемость в России по сравнению с послевоенным периодом. Начиная с 80-х годов, растет внебрачная рождаемость. Одновременно отмечается рост числа искусственных абортов. Со второй половины 80-х годов фиксируется снижение ожидаемой продолжительности жизни. И этот процесс не останавливается до сих пор.
Острейшей социальной проблемой для страны стала материнская смертность. Она в 15-20 раз превышает показатели многих развитых стран. Если в России на 100000 новорожденных приходиться 50,8 материнских смертей, то в Скандинавии – 2,8 в Великобритании – 7 в США – 9. В целом рост смертности от неестественных причин вызван обострением социальной напряженности в стране, межнациональными конфликтами, ухудшением качества питания, экологическими и технологическими катастрофами [9].
Таким образом, серьезной социально-экономические и духовно- нравственные трудности нашей жизни являются существенными факторами, которые дестабилизируют традиционные семейные отношения, усиливают их неустойчивость.
Отсутствует и должная подготовка подрастающих поколений к семейной жизни, которая бы способствовала достижению гармонии в брачных отношениях. Наше общество, как никогда ранее, заинтересованно в прочной семье, здоровой физически, духовно и нравственно, в устранении многих перекосов, допущенных в отношении семьи в прошлом.
Поэтому сегодня особенно важна работа всех государственных и не государственных структур, общественных организаций по укреплению семьи и оказанию всемерной помощи в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий с целью обеспечения должного уровня жизни семьи и более полной реализации ее воспитательных функций.
Многие специалисты считают, что в России необходимо разработать национальную программу помощи семье, которая включала бы следующие компоненты: исследовательский, политический, правовой, образовательный и информационный.
Исследовательский компонент предлагает проведение конкретных исследований проблем семьи, сбор, обработку и уточнение данных о семье в официальной статистике, публикации экспертов.
Политический компонент – пропаганду существующих реальной политики, оказывающей влияние на институт семьи; выявление недостатков в семейной политике; разработку конкретных планов для реализации новой политики в отношении семьи.
Правовой компонент предусматривает надзор существующего законодательства в стране, его реформирования и подготовку новых законов, направленных на поддержание и укрепление семьи.
Образовательный компонент содержит проведение конференций, семинаров, «круглых столов» и других акций по проблемам семьи и семейной политики.
Информационный компонент включает данные, представленные другими странами, выделяя широкий набор наиболее важных проблем и приоритетов. Среди них: безработица членов семьи и проблема трудоустройства; низкие доходы членов семьи; насилие по отношению к женщинам и детям; эксплуатация и заброшенность детей; равные права мужчин и женщин; положение женщин в семье; отношения «детей и отцов»; ухудшение экологической среды и семья и другие.
Все эти проблемы актуальны и сегодня для многих стран мира, а для России в особенности.


 Скачать полную версию - razvitie-lichnosti-i-uslovija-sredy.rar [27.94 Kb] (cкачиваний: 25) 



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 
.: Навигация СПбТЭИ

Рефераты
Статьи
Курсовые работы
Дипломные работы
Факультеты института
Студенческое научное общество
Основные контактные адреса и телефоны института
Каталог
История института
Фотографии из жизни института

.: Факультеты
  • Экономика товарного обращения
  • Основы товароведения и экспертизы товаров
  • Бухгалтерский учет в торговле
  • Торгово-технологические процессы на предприятиях торговли
  • Экономика, анализ и планирование деятельности предприятий торговли и общественного питания
  • Менеджмент
  • Ценообразование
  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия торговли
  • Налоги и налоговое законодательство
  • Персональная информатика в маркетинге и менеджменте
  • Технология приготовления продуктов общественного питания
  • Деньги, кредит, банки
  • Стратегическое планирование
  • Финансы и кредит
  • Деловое общение
  • Мировая экономика
    .: Голосование

    Очень высокий
    Высокий
    Средний
    Ниже среднего
    Не могу оценить



    .: Самое популяное
    » Курсовая работа. Имидж Организации
    » Курсовая работа на тему "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ"
    » Курсовая работа "Финансовый леверидж и его роль в управлении предприятием"
    » Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках
    » Денежно-кредитная политика государства
    » Возникновение и Развитие Прямых Налогов
    » Курсовик - Целевые бюджетные и внебюджетные фонды в системе государственных финансов.
    » Курсовая работа. Анализ Рисков Корпоративных Инвестиционных Проектов
    » Пути Снижения Затрат на Производство Продукции
    » Реферат на тему "Компьютерные вирусы"
    » Источники Финансирования Инвестиционной Деятельности
    » Учение В.И.Вернадского о биосфере
    » Реферат - Классификация компьютерных сетей
    » Инфляция- экономические и социальные последствия инфляции
    » Налоговое Планирование в Организации
    » Кадровые стратегии
    » Монетарная политика государства
    » Издержки Производства и Себестоимость Продукции
    » Макс Вебер вклад в современную науку
    » Курсовая работа на тему "АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФИРМЫ"
    » Экологическая культура
    » Предмет и методы микроэкономики
    » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    » Затраты и результаты деятельности предприятия
    » Сущность Российского парламентаризма

    .: Реклама


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Ноябрь 2009 (1)
    Август 2009 (28)
    Июль 2009 (38)
    Июнь 2009 (40)
    Май 2009 (47)
    Апрель 2009 (41)
    Март 2009 (41)
    Февраль 2009 (46)
    Январь 2009 (45)
    Декабрь 2008 (38)
    Ноябрь 2008 (39)
    Октябрь 2008 (38)
    Сентябрь 2008 (39)
    Август 2008 (40)
    Июль 2008 (37)
    Июнь 2008 (37)
    Май 2008 (41)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (42)
    Февраль 2008 (44)
    Январь 2008 (38)
    Декабрь 2007 (35)
    Ноябрь 2007 (35)
    Октябрь 2007 (39)
    Сентябрь 2007 (38)
    Август 2007 (37)
    Июль 2007 (33)
    Июнь 2007 (39)
    Май 2007 (54)
    Апрель 2007 (43)
    Март 2007 (40)
    Февраль 2007 (49)
    Январь 2007 (43)
    Декабрь 2006 (38)
    Ноябрь 2006 (37)
    Октябрь 2006 (42)
    Сентябрь 2006 (36)
    Август 2006 (40)
    Июль 2006 (38)
    Июнь 2006 (39)
    Май 2006 (30)
    Апрель 2006 (28)
    Март 2006 (30)
    Февраль 2006 (31)
    Январь 2006 (29)
    Декабрь 2005 (39)
    Ноябрь 2005 (30)
    Октябрь 2005 (37)
    Сентябрь 2005 (37)
    Август 2005 (39)
    Июль 2005 (31)
    Июнь 2005 (29)

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     


  • Неофициальный сайт СПб ТЭИ - "Санкт-Петербургский торговоэкономический институт"
    Связь с администрацией | Статистика | Карта сайта
    Все права защищены 2007-2014 ©