Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Понятие и компоненты культуры поведения.


Поиск по сайту:

Понятие и компоненты культуры поведения.
Раздел: Курсовые работы | 3 июля 2006 | Автор:bizdrya | просмотров: 12395 | печать
 (голосов: 1)

Содержание
Введение 3
1. Понятие и компоненты культуры поведения 5
2. Освоение культуры поведения детьми разного возраста 7
3. Методы и приемы воспитания культуры поведения 13
Заключение 27
Список литературы 30

Введение

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. В связи с этим, ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова. Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.
Воспитание культуры поведения означает научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности. Правило очень простое, но увы в повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если у ребенка получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.
Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться, причем прививать основы культурного поведения необходимо и в дошкольников и у школьников.
В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.
Целеустремленная, систематическая работа из воспитания навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются красивые манеры, умение культурно вести себя в школе, доме, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям из раннего лет, то позже приходится заполнять этот пробил и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать школьников, в которых укоренились негативные привычки.
Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень воспитанности ребенка, преобладания у него привычки думать или не думать об интересах окружающих.
В каждой эпохе преобладает свой культурный стиль, у каждого общества принят свой кодекс правил поведения, но есть ценности общечеловеческие, и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.
Культивирование ценностей нравственного приличного поведения начинается с детства. Хотя фактически воспитание нравственности необходимо начинать с колыбели, ведь когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеского отношения к миру. Впоследствии и в детском саду, и в школе необходимо усложнять процесс воспитания и прививания нравственных и культурных норм поведения. При этом центральная фигура в обществе, от которой зависит будущее ребенка – это учителя, однако главенствующую роль в воспитании культуры поведения ребенка традиционно отдают семье.
Цель данной работы – рассмотреть проблему воспитания культуры поведения детей разного возраста в семье.
Задачи:
-раскрыть понятие и компоненты культуры поведения.
-рассмотреть освоение культуры поведения детьми разного возраста;
-охарактеризовать методы и приемы воспитания культуры поведения.

1. Понятие и компоненты культуры поведения

Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может помочь нам и в отсутствии её - причина многих бед.
Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений, домашних заданий и заданий на уроке в школе. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте родители учат ребенка регулировать соотношение отдыха и занятий в течение дня, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда в школе. В младшем школьном возрасте ребенок должен уметь рационально организовывать режим труда и отдыха, правильно выделять четко выделенное время на домашние задания, на прогулки, посещение секций, кружков, просмотр телевизора и т.д.
Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде. Данные показали родителям необходимо развивать и регулировать, начиная с детского сада, и активно поддерживать и укреплять в младшем школьном возрасте.
Хотя на сегодняшний день специалисты нередко отмечают неспособность школьников средних классов и даже старшеклассников организовать распределение труда и отдыха в течение рабочего дня, рационально организовать себя во время отдыха, зачастую старшеклассники тратят время бездарно, а в итоге не успевают выполнить домашние задание и сделать самое главное. В этом также проявляется неразвитость культуры поведения.
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Зачастую можно быть свидетелями использования школьниками в речи нелитературных выражений, что во многом объясняется невысоким уровнем культуры родителей и других членов семьи, т.к. подобное поведение зачастую является следствием копирования взрослых, а так в детском саду и школе это практически не встречается, то можно вполне однозначно говорить о значительном влиянии культуры общения родителей как образца на развитие культуры общения их детей.
Культура общения предполагает не только поступать в соответствие с принятыми культурными нормами и стандартами поведения, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей, особенно в школьном возрасте.
Говоря о воспитании культуры поведения, важно отметить сущность воспитания как такого. Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.
Таким образом, воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.
Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.
Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.
Целью воспитания культуры школьников и дошкольников является формирование духовно богатой, физически здоровой, социально направленной личности ребенка, обладающей национальным самосознанием, этическим и эстетическим потенциалом и современным речевым развитием.
Главная задача воспитания культуры — формировать моральные представления и понятия о доброжелательности, справедливости, гуманности, дружбе, обществе и др. При разъяснении правил культурного поведения необходимо обратить внимание детей на мотивы поступков и их следствия для других людей. Тогда правило выступает не как случайное и необоснованное требование, а как умное необходимость, очевидная для младших школьников.

2. Освоение культуры поведения детьми разного возраста

С раннего детства ребенок вступает в сложную систему социальных связей и взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду или школе, на секциях, кружках, на улице и т.д.) и приобретает опыт общественно принятого поведения. В процессе повседневного общения со сверстниками – одноклассниками или одногруппниками в детском саду – дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста, поэтому именно с описания воспитания культуры в данном возрасте и начнем.
Как правило, прививая культурные нормы с детьми, воспитатели детского сада уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде, ставя акценты именно на нормы труда и правила игр, при этом недооцениваются возможности повседневной бытовой деятельности, редко развиваются нормы общения и поведения, т.е. фактически воспитатели зачастую игнорируют педагогические ценности, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.
Речь идет о том, что не используются возможность регулярного культивирования детям ценностей и норм, т.к. воспитатели находятся с детьми в течение всего дня, в отличие от родителей и от учителей в школе. В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек культурного общения и поведения. В частности, можно приучать детей каждый день здороваться друг с другом и с воспитателями, прощаться, убирать за собой игрушки после игры, самостоятельно умываться и одеваться / раздеваться на прогулку и после нее.
Данные навыки должны быть твердо привиты у детей младшего школьного возраста и быть само собой разумеющимися поступками. То есть во многом культура поведения и общения закладывается и развивается именно в детском саду. Впоследствии в школьном возрасте она совершенствуется и усложняется, ребенок начинает понимать, что в зависимости от ситуации и с разными людьми (например, разного возраста) вести себя нужно по-разному.
Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников, что им пригодится в дальнейшем в школьном возрасте, т.е. элементарными основами культуры поведения и общения должен владеть каждый первоклассник, для этого в семье должно быть уделено существенное внимание развитию культуры ребенка, т.к. только совместными усилиями воспитателей и родителей и других членов семьи ребенок поступит в школу уже со сформированными навыками культурного поведения. Однако к сожалению, зачастую так получается, что этими навыками не обладают даже старшеклассники.
Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения.
В детских садах г. Барнаула реализуется концепция культурологического образования детей дошкольного возраста, результатом является: - формирование базиса личностной культуры ребенка – дошкольника, его полноценное физическое, психическое и духовно-нравственное развитие;- творческое взаимодействие детского сада – ребенка – семьи – социума способствует созданию соответствующей образовательной среды для обеспечения индивидуального творческого развития каждого участника педагогического процесса.
Приобщение детей к истокам русской национальной культуры происходит путем занятия разными видами народного творчества – музыкой, танцами, пением, театрализованной деятельностью, народными подвижными играми, народным изобразительным творчеством, что благотворно влияет на психофизический статус ребенка, его социально-эмоциональное развитие. Использование народного фольклора раскрепощает детей, способствует формированию духовно-нравственного здоровья воспитанников.
Перед воспитателями детского сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение к вещам. Решение этой задачи требует от педагога большого терпения. Малышей учат вешать одежду, складывать вещи. Часто можно видеть, как дети в младших группах старательно складывают кофточки, шорты, а в средних группах небрежно заталкивают свои вещи в шкафы. Сегодня в некоторых детских садах г. Барнаула детей специально обучают заворачивать свои джинсы в «рулет», это делается для того, что впоследствии научить аккуратно, быстро и правильно складывать джинсы и другие штаны так, как это принято.
Создание культурных привычек необходимо начинать с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты .
Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых, причем, прежде всего, речь идет о родителях, которые должны в первую очередь подавать в этом плане положительный пример со своей стороны. Ведь именно родители обладают наибольшим авторитетом для ребенка.
Что касается воспитания культуры поведения в школьном возрасте, необходимо отметить, что именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются красивые манеры, умение культурно вести себя в школе, доме, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позже приходится заполнять этот пробил и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать школьников, в которых укоренились негативные привычки.
Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такту, деликатности, непринужденности, отборности манер и так далее Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведения человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру — вынуждает человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность бестактнисть постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому из раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.
Нужно отметить, что у многих школьников заметное отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Поэтому в работе с учениками нужно обращать внимание в первую очередь на выработку навыков и привычек поведения. Достигается это систематическим приученням школьников к выполнению правил. Для этого необходима такая организация жизни в школе, чтобы ученики постоянно накапливали опыт правильных моральных отношений. В работе с младшими школьниками возможны проведение и специальные упражнения для планомерного отрабатывания отдельных навыков культурного поведения. Но упражнение — это не только простое повторение.
Для того чтобы повторение закрепляло то или другое действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно подкреплялось позитивными эмоциями, приятным переживанием. Иногда это молчаливое одобрение взрослого, поощрение коллектива, товарищей. Повторение только тогда становится упражнением, когда сам ребенок активно стремится к получению определенного результата в своих действиях, сам хочет поступать правильно. Другими словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием.


 Скачать полную версию - ponjatie-i-komponenty-kultury-povedenija.rar [32.76 Kb] (cкачиваний: 61) 



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 
.: Навигация СПбТЭИ

Рефераты
Статьи
Курсовые работы
Дипломные работы
Факультеты института
Студенческое научное общество
Основные контактные адреса и телефоны института
Каталог
История института
Фотографии из жизни института

.: Факультеты
  • Экономика товарного обращения
  • Основы товароведения и экспертизы товаров
  • Бухгалтерский учет в торговле
  • Торгово-технологические процессы на предприятиях торговли
  • Экономика, анализ и планирование деятельности предприятий торговли и общественного питания
  • Менеджмент
  • Ценообразование
  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия торговли
  • Налоги и налоговое законодательство
  • Персональная информатика в маркетинге и менеджменте
  • Технология приготовления продуктов общественного питания
  • Деньги, кредит, банки
  • Стратегическое планирование
  • Финансы и кредит
  • Деловое общение
  • Мировая экономика
    .: Голосование

    Очень высокий
    Высокий
    Средний
    Ниже среднего
    Не могу оценить



    .: Самое популяное
    » Курсовая работа. Имидж Организации
    » Курсовая работа на тему "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ"
    » Курсовая работа "Финансовый леверидж и его роль в управлении предприятием"
    » Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках
    » Денежно-кредитная политика государства
    » Возникновение и Развитие Прямых Налогов
    » Курсовик - Целевые бюджетные и внебюджетные фонды в системе государственных финансов.
    » Курсовая работа. Анализ Рисков Корпоративных Инвестиционных Проектов
    » Пути Снижения Затрат на Производство Продукции
    » Реферат на тему "Компьютерные вирусы"
    » Источники Финансирования Инвестиционной Деятельности
    » Учение В.И.Вернадского о биосфере
    » Реферат - Классификация компьютерных сетей
    » Инфляция- экономические и социальные последствия инфляции
    » Налоговое Планирование в Организации
    » Кадровые стратегии
    » Монетарная политика государства
    » Издержки Производства и Себестоимость Продукции
    » Макс Вебер вклад в современную науку
    » Курсовая работа на тему "АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФИРМЫ"
    » Экологическая культура
    » Предмет и методы микроэкономики
    » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    » Затраты и результаты деятельности предприятия
    » Сущность Российского парламентаризма

    .: Реклама


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Ноябрь 2009 (1)
    Август 2009 (28)
    Июль 2009 (38)
    Июнь 2009 (40)
    Май 2009 (47)
    Апрель 2009 (41)
    Март 2009 (41)
    Февраль 2009 (46)
    Январь 2009 (45)
    Декабрь 2008 (38)
    Ноябрь 2008 (39)
    Октябрь 2008 (38)
    Сентябрь 2008 (39)
    Август 2008 (40)
    Июль 2008 (37)
    Июнь 2008 (37)
    Май 2008 (41)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (42)
    Февраль 2008 (44)
    Январь 2008 (38)
    Декабрь 2007 (35)
    Ноябрь 2007 (35)
    Октябрь 2007 (39)
    Сентябрь 2007 (38)
    Август 2007 (37)
    Июль 2007 (33)
    Июнь 2007 (39)
    Май 2007 (54)
    Апрель 2007 (43)
    Март 2007 (40)
    Февраль 2007 (49)
    Январь 2007 (43)
    Декабрь 2006 (38)
    Ноябрь 2006 (37)
    Октябрь 2006 (42)
    Сентябрь 2006 (36)
    Август 2006 (40)
    Июль 2006 (38)
    Июнь 2006 (39)
    Май 2006 (30)
    Апрель 2006 (28)
    Март 2006 (30)
    Февраль 2006 (31)
    Январь 2006 (29)
    Декабрь 2005 (39)
    Ноябрь 2005 (30)
    Октябрь 2005 (37)
    Сентябрь 2005 (37)
    Август 2005 (39)
    Июль 2005 (31)
    Июнь 2005 (29)

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     


  • Неофициальный сайт СПб ТЭИ - "Санкт-Петербургский торговоэкономический институт"
    Связь с администрацией | Статистика | Карта сайта
    Все права защищены 2007-2014 ©