Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Педагогика. Волевая сфера.


Поиск по сайту:

Педагогика. Волевая сфера.
Раздел: Курсовые работы | 17 июня 2009 | Автор:bizdrya | просмотров: 10560 | печать
 (голосов: 2)

Содержание

ВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 5
II. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ 9
2.1. Цели организации компенсирующего обучения и принципы отбора детей в классы компенсирующего обучения 9
2.2. Особенности эмоций у младших школьников и значение компенсации при эмоционально-волевых нарушениях 13
III. КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ 19
3.1. Коррекция тревожности 19
3.2. Импульсивный ребенок 25
3.3. Помощь депрессивным детям 27
3.4. Преодоление депривации и фрустрации 29
3.5. Профилактика эмоциональных перегрузок 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Ведение
Важнейшим аспектом формирования личности учёные считают развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности. Анализ теоретического, экспериментального наследия учёных (М.Я. Басов, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, И.М. Сеченов, А.В. Веденов, В.И. Селиванов, К.М. Гуревич, Е.П. Ильин, и другие) показал, что волевое поведение позволяет человеку изменять окружающую действительность, сообразуясь со знаниями законов развития природы и общества. Воля понимается учёными как способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Вопрос о сущности воли с самого начала изучения оказался тесно связанным с проблемой мотивации. Исследователи (Л.И. Божович, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов) отмечают, что, чем больше развита мотивационная сфера, тем более продуктивно действие волевой регуляции. Необходимым условием развития воли, учёные называют включение субъекта в деятельность. Роль нравственных качеств личности в осуществлении волевого поведения изучалась в работах М.И. Маджарова, П.А. Рудика, В.И. Селиванова. Авторы пришли к выводу о том, что нравственная направленность личности во многом способствует осуществлению волевого поведения. Связь личностного уровня с волевыми процессами подчёркивали К.А Абульханова-Славская, Т.И. Шульга и др.
При рассмотрении волевых качеств личности возникает вопрос о тесной связи воли и эмоций. На взаимодействие волевых и эмоциональных процессов указывали психологи О.В. Дашкевич, В.К. Калин, Л.С. Рубинштейн, В.И. Селиванов, А.И. Щербаков. Традиционным для отечественной психологии является объединение эмоций и воли в единую эмоционально-волевую сферу. Исходя из того, что две стороны регуляции тесно связаны между собой и деление их в достаточной степени условно, рассмотрим эмоционально-волевое развитие как единый механизм саморегуляции.
Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. В младшем школьном возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчёты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения. Проблемы эмоционально-волевой регуляции с особой остротой возникают на переходном этапе от младшего школьного к подростковому возрасту. Особенно остро они протекают у детей так называемой «группы риска», которые при нормальном интеллектуальном развитии испытывают трудности в усвоении учебных занятий и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичных отставании в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях воспитания и обучения. У этих детей наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности. Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы – рассмотреть вопросы развития эмоционально-волевой сферы младших школьников компенсирующего обучения.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы эмоционально-волевого развития личности младшего школьника.
2. Изучить особенности эмоционально-волевого развития детей в условиях компенсирующего обучения.
3. Рассмотреть способы коррекции эмоционально-волевых нарушений у младших школьников компенсирующего обучения.

I. Теоретические основы эмоционально-волевого развития личности младшего школьника
Основной формой существования личности является её развитие, которое предполагает внутренние изменения в психике, сознании, мышлении, ценностях, потребностях, мотивах и т.д. Интегральный результат состоит в возникновении у ребёнка качеств самоорганизующегося субъекта учебной и других видов деятельности: осознанности, способности к выбору, активности, самостоятельности, устойчивости к негативным влияниям и т.д.
Развитие это не просто изменение, а процесс непрерывного самосовершенствования личности. Если нет саморазвития, - нет и развития. Источником развития, по мнению В.А. Петровского, является деятельность, общение и самосознание.
В результате изучения теоретико-методологических и психолого-педагогических аспектов развития эмоционально-волевой сферы личности нами выявлены внутренние факторы, влияющие на её развитие: формирование целостной структуры учебной деятельности; нравственная направленность личности; развитие мотивационной сферы личности; развитие процессов внимания и памяти; высокий уровень притязаний; адекватная самооценка; общее развитие личности.
На основе внутренних факторов определены критерии эмоционально-волевого развития: мотивационно-целевая ориентация; сформированность компонентов учебной деятельности; устойчивость волевого усилия; эмоциональный тонус учебной деятельности; проявление волевых качеств.
С целью выявления внешних факторов и этапов эмоционально-волевого развития личности младшего школьника, нами изучены особенности эмоционально-волевой сферы личности младшего школьника.
Эмоционально-волевое развитие личности младшего школьника будет более эффективно, если в педагогическом процессе учитывать следующие внешние факторы: позиция педагога по отношению к ребёнку, из положения, когда он стоит «над воспитанником», переходит в положение «вместе с воспитанником», т.е. на позицию саморазвивающегося педагога; формирование классного коллектива; учёт общественного мнения, выполняющего функцию эмоционального заражения; забота о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания; обеспечение эмоциональной насыщенностью общей деятельности; организация совместных коллективных усилий и переживаний, объединяющих её участников; сохранение и развитие положительных эмоций ребёнка; организация этического просвещения младших школьников; создание специальных ситуаций самопознания; обучение младших школьников основам самоорганизации, самовоспитания, стимулирования себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций; демонстрация учащимся их продвижения к цели; целенаправленная работа по воспитанию волевых качеств младшего школьника; использование в педагогическом процессе игровых форм.
На основе выявленных нами особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников, а также внутренних и внешних факторов эмоционально-волевого развития личности, определены этапы процесса эмоционально-волевого развития личности младшего школьника и задачи каждого этапа (см. табл. 1).
Таблица 1. Этапы процесса эмоционально-волевого развития личности младшего школьника
Факторы эмоционально-волевого развития личности 1 этап
Элементарной моральности
(накапливание этических знаний) 2 этап
Морального саморегулирования
(самоорганизация) 3 этап
Самопознания, самовоспитания
Нравственная направленность личности Формирование нравственных чувств, знакомство с нравственными и социальными нормами, воспитание волевых качеств Формирование нравственной направленности личности, воспитание волевых качеств (самостоятельность) Инициативное преобразование личности по средствам волевой регуляции.
Общее развитие личности Интеллектуальное развитие; развитие процессов внимания и памяти; высокий уровень притязаний. Интеллектуальное развитие; развитие процессов внимания и памяти; высокий уровень притязаний. Интеллектуальное развитие; развитие процессов внимания и памяти; высокий уровень притязаний.
Формирование целостной структуры учебной деятельности Формирование компонентов учебной деятельности
(мотивы, самоконтроль, самооценка) Формирование компонентов учебной деятельности
(мотивы, самооценка, самоконтроль, планирование, учебные действия по реализации плана) Формирование компонентов учебной деятельности
(мотивы, самооценка, самоконтроль, планирование, учебные действия по реализации плана, целеполагание).
Обеспечение деятельности школьников положительной эмоциональной насыщенностью.
Формирование эмоциональной стабильности (несдержанность). Формирование эмоциональной стабильности (эпизодический контроль за эмоциями) Формирование эмоциональной стабильности (сознательная регуляция эмоций)
Развитие диапазона эмоциональных проявлений (слабое проявление эмоций) Развитие диапазона эмоциональных проявлений
(насыщенные эмоции) Развитие диапазона эмоциональных проявлений (насыщенные, яркие эмоции)
Развитие степени эмоциональной восприимчивости, контактности (замкнутость, равнодушие) Развитие степени эмоциональной восприимчивости, контактности (малообщительность, эмоциональная поддержка) Развитие степени эмоциональной восприимчивости, контактности (общительность, дружелюбие, сопереживание)
На основе взаимодействия внутренних и внешних факторов эмоционально-волевого развития, образующих системную целостность, нами сконструирована, теоретически обоснована модель эмоционально-волевого развития личности младшего школьника (см. рис.1)

II. Особенности эмоционально-волевого развития детей в условиях компенсирующего обучения
2.1. Цели организации компенсирующего обучения и принципы отбора детей в классы компенсирующего обучения
Основные цели организации классов компенсирующего обучения: создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения; внедрение в образовательный процесс форм активной педагогической помощи наиболее трудной в образовательном и воспитательном отношении категории детей «группы риска»; усиление работы педагогов в охране физического и нравственного здоровья детей «группы риска», обеспечение полноценного начального, основного общего образования и развития личности.
В классы компенсирующего обучения принимаются или переводятся дети «группы риска», не имеющие выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития, церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы).
При нормальном интеллектуальном развитии дети «группы риска» на начальных этапах обучения испытывают трудности в усвоении учебных занятий и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичных отставании в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях воспитания и обучения. У этих детей не обнаруживается нарушений памяти, перцептивных и мыслительных процессов, вместе с тем для них характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность.
Ведущим в характеристике детей «группы риска» является сниженная работоспособность различной природы: при повышенной утомляемости у соматически ослабленных детей и в связи с расстройствами поведения. Основными медицинскими показаниями к отбору детей в классы компенсирующего обучения являются:
1. Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью:
астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка (например, хронические заболевания внутренних органов, аллергия, хронический тонзиллит, постинфекционная астения и др.); церебрастенические состояния (компенсирования и субкомпенсирования, гидроцефалия, цереброэндокринные состояния, постсоматическая и посттравматическая церебрастения) без нарушения интеллектуального развития; астеноневротическис состояния соматогенной и церебральноорганической природы (нарушения сна, аппетита, вегетососудистая дистония); астенические состояния на фоне не резко выраженных сенсорных дефектов.
2. Нарушение работоспособности в связи с расстройствами поведения: ситуационные реакции с нарушением поведения (патохарактерологические реакции и патохарактерологическое развитие); невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, не требующее обучения в условиях речевой школы, энурез, энкопрез); психогенное патологическое формирование личности; синдром истинной невропатии; избирательный мутизм на этапе реабилитационных мероприятий; синдром гармонического психического (психофизического) инфантилизма; синдром раннего детского аутизма (негрубые проявления, нормальный уровень интеллектуального развития); психопатические синдромы (по типу аффективной возбудимости, неустойчивости, истероидности, психастении); некоторые психические заболевания в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия); легкие проявления двигательной патологии церебрально-органической природы (без нарушений интеллектуального развития), не требующие направления в специальную школу.
3. Показанием к приему в классы компенсирующего обучения является также педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреждениях.
Противопоказанием для направления детей в классы компенсирующего обучения является наличие следующих клинических форм и состояний: задержка психического развития церебрально-органического генеза; олигофрения; деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза; наличие выраженных нарушений функций слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.
Дети, страдающие различными видами слабоумия, задержкой психического развития, могут быть направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера.
В классах компенсирующего обучения на соответствующей ступени образования реализуется государственный образовательный стандарт начального или основного общего образования. Программы по общеобразовательным предметам в классах компенсирующего обучения разрабатываются учителями-предметниками на основе утвержденных основных примерных общеобразовательных программ. Образовательные программы не должны занижать требования к минимальному уровню обязательной подготовки учащихся начальной и основной школы.


 Скачать полную версию - pedagogika.-volevaja-sfera.rar [45.15 Kb] (cкачиваний: 50) 



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 
.: Навигация СПбТЭИ

Рефераты
Статьи
Курсовые работы
Дипломные работы
Факультеты института
Студенческое научное общество
Основные контактные адреса и телефоны института
Каталог
История института
Фотографии из жизни института

.: Факультеты
  • Экономика товарного обращения
  • Основы товароведения и экспертизы товаров
  • Бухгалтерский учет в торговле
  • Торгово-технологические процессы на предприятиях торговли
  • Экономика, анализ и планирование деятельности предприятий торговли и общественного питания
  • Менеджмент
  • Ценообразование
  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия торговли
  • Налоги и налоговое законодательство
  • Персональная информатика в маркетинге и менеджменте
  • Технология приготовления продуктов общественного питания
  • Деньги, кредит, банки
  • Стратегическое планирование
  • Финансы и кредит
  • Деловое общение
  • Мировая экономика
    .: Голосование

    Очень высокий
    Высокий
    Средний
    Ниже среднего
    Не могу оценить



    .: Самое популяное
    » Курсовая работа. Имидж Организации
    » Курсовая работа на тему "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ"
    » Курсовая работа "Финансовый леверидж и его роль в управлении предприятием"
    » Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках
    » Денежно-кредитная политика государства
    » Возникновение и Развитие Прямых Налогов
    » Курсовик - Целевые бюджетные и внебюджетные фонды в системе государственных финансов.
    » Курсовая работа. Анализ Рисков Корпоративных Инвестиционных Проектов
    » Пути Снижения Затрат на Производство Продукции
    » Реферат на тему "Компьютерные вирусы"
    » Источники Финансирования Инвестиционной Деятельности
    » Учение В.И.Вернадского о биосфере
    » Реферат - Классификация компьютерных сетей
    » Инфляция- экономические и социальные последствия инфляции
    » Налоговое Планирование в Организации
    » Кадровые стратегии
    » Монетарная политика государства
    » Издержки Производства и Себестоимость Продукции
    » Макс Вебер вклад в современную науку
    » Курсовая работа на тему "АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФИРМЫ"
    » Экологическая культура
    » Предмет и методы микроэкономики
    » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    » Затраты и результаты деятельности предприятия
    » Сущность Российского парламентаризма

    .: Реклама


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Ноябрь 2009 (1)
    Август 2009 (28)
    Июль 2009 (38)
    Июнь 2009 (40)
    Май 2009 (47)
    Апрель 2009 (41)
    Март 2009 (41)
    Февраль 2009 (46)
    Январь 2009 (45)
    Декабрь 2008 (38)
    Ноябрь 2008 (39)
    Октябрь 2008 (38)
    Сентябрь 2008 (39)
    Август 2008 (40)
    Июль 2008 (37)
    Июнь 2008 (37)
    Май 2008 (41)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (42)
    Февраль 2008 (44)
    Январь 2008 (38)
    Декабрь 2007 (35)
    Ноябрь 2007 (35)
    Октябрь 2007 (39)
    Сентябрь 2007 (38)
    Август 2007 (37)
    Июль 2007 (33)
    Июнь 2007 (39)
    Май 2007 (54)
    Апрель 2007 (43)
    Март 2007 (40)
    Февраль 2007 (49)
    Январь 2007 (43)
    Декабрь 2006 (38)
    Ноябрь 2006 (37)
    Октябрь 2006 (42)
    Сентябрь 2006 (36)
    Август 2006 (40)
    Июль 2006 (38)
    Июнь 2006 (39)
    Май 2006 (30)
    Апрель 2006 (28)
    Март 2006 (30)
    Февраль 2006 (31)
    Январь 2006 (29)
    Декабрь 2005 (39)
    Ноябрь 2005 (30)
    Октябрь 2005 (37)
    Сентябрь 2005 (37)
    Август 2005 (39)
    Июль 2005 (31)
    Июнь 2005 (29)

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     


  • Неофициальный сайт СПб ТЭИ - "Санкт-Петербургский торговоэкономический институт"
    Связь с администрацией | Статистика | Карта сайта
    Все права защищены 2007-2014 ©