СПбТЕИ > Дипломы > Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий.

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий.


10 августа 2009. Разместил: bizdrya
Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ 10
1.1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ 10
1.2. МЕЖПОКОЛЕННАЯ ТРАНСМИССИЯ КУЛЬТУРЫ: ГЕНЕЗИС СОДЕРЖАНИЯ, ТЕМПОВ, ФОРМ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ И ОПЫТА МЕЖДУ СТАРШИМ ПОКОЛЕНИЕМ И МОЛОДЕЖЬЮ. 30
ГЛАВА I I. СИМБИОТИЧНОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ДИНАМИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ 48
2.1. СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО НАСЛЕДОВАНИЯ 48
2.2. ПРАКТИКИ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 89
БИБЛИОГРАФИЯ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 98

Введение
Актуальность работы. В ХХ веке заметно обострилась проблема взаи-моотношений между поколениями. Проблема преемственности и конфликтов в отношениях «отцов» и «детей» может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Она существует всегда, од-нако содержание проблемы, острота противоречий носит особенный конкрет-но-исторический характер. В современном российском обществе имеет место трансформация отношения младших возрастных групп к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характер-ному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергаю-щему. В лучшем случае речь идет об абсолютно безразличном отношении как на государственном, так и на бытовом уровне. В таких условиях пожилые люди оказались брошенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания и помощи со стороны младших членов общества. Произошла ломка многовеко-вой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества. Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями.
Отношение общества к старикам - показатель его цивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное со-стояние его пожилых членов. Общество столкнулось с проблемой старого воз-раста, и странным парадоксом – возникли проблемы, вызванные увеличением продолжительности жизни.
Семья является первым и наиболее индивидуальным уровнем отношений между различными поколениями. В настоящее время семья претерпевает демо-графические, культурные, социально экономические изменения, которые отра-жаются на внутрисемейных связях. Поскольку семейные связи имеют все меньшее значение, старики часто оказываются никому ненужными.
Дестабилизация в нашей стране, направленность сознания людей на вы-живание влияет на то, как молодое поколение воспринимает пожилых. Моло-дежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто дра-матизирует их социальное положение, порождая предрассудки и создавая сте-реотипы, что, в свою очередь, проецируется на межпоколенные взаимоотноше-ния. В массовом сознании как в скрытой, так и в явной форме фиксируется от-ношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения, в общест-венном сознании распространена модель, которая характеризуется утверждени-ем стратегии вытеснения старости из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам, периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем лиц пенсионного возраста. Интересными представляются исследования И.И. Лих-ницкой, А.И. Рубакина, Н.Н. Сачук, Е.И. Стеженской, В.Д. Шапиро, которые выделяют такие факторы, влияющие на социальный статус пожилых людей, как разрушение патриархального многопоколенного клана, распространение нукле-арной семьи, изменение характера труда в индустриальном обществе, обесце-нивание накопленного опыта старших поколений в результате ускорения тем-пов научно – технического прогресса, распространение негласной политики от-странения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста. Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной установки в массовом сознании.
При всем многообразии исследований геронтологической проблематики общим является констатация неправомерно низкого статуса пожилых людей и поиск механизмов оптимального соотнесения потребностей людей пожилого возраста и требований, налагаемых на них окружением.
Степень разработанности проблемы.
Сложность изучения взаимоотношений поколений обусловливает необ-ходимость мультидисциплинарного подхода к данной проблеме: изучением по-колений занимаются демография, генеалогия, педагогика, этнография и психо-логия. Каждая из конкретных наук решает проблему в своем контексте. Особое место в процессе изучения межпоколенных взаимоотношений принадлежит со-циологии, которая изучает особенности поколенного положения (статуса и ро-ли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возмож-ностей, особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, проблем поко-ленного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в со-циокультурном информационном пространстве). Социокультурный подход включает в себя историко-культурологический анализ форм взаимоотношений поколений, изучение влияния социокультурной среды на дистанцированность поколений. Однако современный этап исследований проблемы межпоколенных взаимодействий характеризуется недостаточной разработанностью ее некото-рых аспектов. До настоящего времени не производились в полной мере иссле-дования факторов, препятствующих успешным межпоколенным взаимодейст-виям, практик межпоколенных взаимодействий. Представляются мало исследо-ванными механизмы социального конструирования образа старости, а также способы взаимодействия представителей разных возрастов внутри современной четырехпоколенной семьи.
В целом можно сказать, что проблемы детства и отрочества, старости и старения изучались параллельно. XVIII- век остро поставил проблему ценности детской жизни; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество; в начале ХХ века- юность; в 20-е годы нашего сто-летия- старость. В начале 20-х годов нашего века бурно развивались этногра-фические исследования, изучающие возрастные изменения личности, представ-ленные в работах Р.Бенедикт, Ф.Боас, К.Леви-Брюль, М.Мид. Представителем культурно-исторического направления в изучении поколений является К.Маннгейм. В рамках структурного функционализма проблема поколений ста-вится иначе. Если Маннгейма молодежь интересовала как субъект социального обновления, то для Т.Парсонса она - прежде всего объект социализации, а про-явления недовольства, социального протеста рассматриваются как формы деви-антного поведения. Социологическая категория «поколение» в отечественной социологии представлена в работах А.И. Афанасьевой, Л.Н. Когана, Б.С. Пав-лова. Наиболее полный анализ понятия «поколение» содержится в работах И.С. Кона, А.В. Толстых.
Теория возрастной стратификации социума позволяет рассматривать об-щество как совокупность возрастных групп, и таким образом, отразить обу-словленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях. В условиях превращения рынка в главный социальный регулятор происходит существенное углубление социально-возрастной стратификации. Ослабление государственного регулирования занятости, появление безработи-цы, приводят к тому, что молодежь начала сталкиваться с очень серьезными проблемами трудоустройства, а пожилые активно выталкиваются на пенсию как рабочая сила, утратившая эффективность и работоспособность.
Значимой представляется проблема старения на макроуровне, исследова-ние изменений жизненного курса в стареющем обществе. Среди работ послед-них лет, посвященным актуальным проблемам стареющего общества, следует выделить публикации, ориентированные на демографический анализ (Б.Д. Бре-ев, Е.А. Егорова, Л.С. Лебедева), содержащие анализ социально- экономиче-ских последствий постарения населения (В.В. Куценко, С.В. Ровбель), тенден-ций развития гендерных отношений в стареющем обществе (А. Серенсен), за-трагивающие сферу межпоколенных отношений (Б. Дубин, В.Т. Лисовский, Н.Н. Симонова, С.Г. Спасибенко).
В современной литературе по проблеме взаимоотношений поколений преобла-дают две точки зрения. Одни авторы обосновывают идею глобального всеоб-щего разрыва между поколениями, который постоянно увеличивается (М. Мид, С.Н. Паркинсон). Другие подчеркивают маятниковый характер межпоколенных взаимоотношений. С их точки зрения периоды конфликтов чередуются с пе-риодами преемственности (Х. Ортега-и-Гассет, Л. Фойер).
Историческому аспекту развития взаимоотношений между поколениями посвящены работы В.В. Колесова, А.А. Коринфского, А.В. Толстых. Этнологи-ческие работы Т.А. Бернштам, М.М. Громыко представляют интерес для анали-за отношения к старости в русской культуре, роли возрастной дифференциации в социальной и семейной жизни. Взаимоотношения поколений в современной семье исследовали М.Д. Александрова, Е.С. Балабанова, О.В. Бойко, М.Ю. Ми-хайлова, З.М. Саралиева, В.Д. Шапиро.
Особую ценность для анализа межпоколенных взаимоотношений в Рос-сии представляют работы Б. Дубина, Ю. Лотмана, в которых раскрывается связь изменений, происходящих в нашей стране с культурно-исторической тра-дицией развития общества. В настоящее время усиливается внимание к герон-тологической проблематике в контексте осознания статуса пожилых как особой социальной проблемы ( В.Д. Альперович, А.В. Дмитриев, М.Э. Елютина, Н.Н. Сачук, Е.И. Стеженская, А.И. Рубакин, В.Д. Шапиро).
Истоки “социализации” старости связаны с такими процессами как изме-нение характера труда в индустриальном обществе; географическое разделение поколений, вызванное ростом крупных городов; распространение нуклеарной семьи; резкое ускорение темпов научного и технического развития, которое обесценило эмпирический опыт старших поколений.
Важно отметить социокультурный анализ геронтологических стереоти-пов, который осуществляется в работах Р. Атчлей, К. Виктор, М. Елютиной.
Аналитический обзор по проблеме межпоколенных взаимоотношений свиде-тельствует о том, что в отечественной литературе последних лет нет исследова-ний, в которых комплексно рассматриваются проблемы взаимоотношений по-колений. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает анализ того, каким об-разом возможно гармонизировать эти взаимоотношения, учитывая различные варианты их взаимозависимости и противостояния, согласия и противоречий.
Цели и задачи исследования
Цель исследования: социокультурный анализ межпоколенных взаимодействий и их содержательной динамики в контексте институциального преобразования современного российского общества.
Достижение указанной цели исследования предполагает решение сле-дующих задач:
- обобщить современные теоретические подходы к анализу межпоколен-ных взаимодействий;
- провести историко-культурологический анализ взаимоотношений поко-лений, показать специфику межпоколенных отношений в условиях трансфор-мации современного российского общества;
- проанализировать влияние возрастных социальных стереотипов на меж-поколенные взаимоотношения;
- обобщить практики позитивных взаимодействий старшего поколения и молодежи в возрасте 17-20 лет;
- провести эмпирическое социологическое исследование социальных ат-титюдов к старению и старости у молодежи с привлечением адаптированной ирландской образовательной программы «В свое время»;
- определить динамику коррекционного воздействия образовательных межпоколенных программ.
Объект исследования: межпоколенные взаимодействия как механизм трансмиссии культуры.
Предмет исследования: возрастные социальные стереотипы; геронтоло-гические установки молодежи; ювенальные аттитюды пожилых людей.
Методы исследования: групповое формализованное интервью, свобод-ное (групповое) интервью, прямое наблюдение.
Гипотеза исследования.
Молодое поколение разделяет существующие в обществе стереотипы в отношении старости и пожилых людей. Консервации негативных геронтологи-ческих установок способствуют геронтологическая безграмотность, неразрабо-танность практик межпоколенных взаимодействий как на уровне общества в целом, так и в контексте семейных интеракций, дефицит превентивных образо-вательных программ, нарушение меры внимания со стороны масс-медиа.
Важным выводом нашего исследования является то, что стереотипное восприятие пожилых людей и старости подвергается коррекции. Этому способ-ствует любой способ подачи точной информации о разнообразном мире пожи-лых людей, об их особенностях, о возрастных этапах человеческой жизни, а также личный контакт с представителями старшего поколения.

Глава 1. Теоретико-методологические основания
исследования межпоколенных взаимодействий
1.1. Теоретико-методологические традиции изучения
межпоколенных взаимодействий
Жизненный цикл каждого человека характеризуется многогранной из-менчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различ-ные общественные роли- ребенок, ученик, работник, отец, дед. Детство и юность- это период ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества. Период зрелости- когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соот-ветствии с индивидуальными возможностями. В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меня-ются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабли-ваться). Выделение различных возрастных этапов имеет социокультурную ис-торию. Не все из принятой в современной возрастной стратификации этапы по-являются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен и не идентичен.
Т.А. Бернштам, анализируя периодизацию жизненного цикла в русском крестьянском обществе начала ХХ века, отмечала наличие трех основных фаз: начала, середины и конца. Им соответствовали три возрастные категории- дети, взрослые, старики. Однако в локальных традициях отмечалось разное число ка-тегорий, не выделяя основных и переходных: от двух (дети и взрослые) до пяти (дети, подростки, молодежь, взрослые и старики)». В. Белов отмечает отсутст-вие четкого разделения между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и врастают друг в друга.
Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда чело-век начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу. От-рочество перерастало в юность в течении нескольких лет. Резкой и вполне оп-ределенной границей между юностью и зрелостью была женитьба. Жизнь в старческих воспоминаниях неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы. Сразу, после свадьбы резко менялся весь уклад и быт человека. Главенство от отца к старшему сыну переходило не сразу, а по мере старения отца и накопления у сына хозяйственного опыта. Главенство как бы понемногу переливается от поколения к поколению. То же самое происходит и на женской «половине» дома. Молодая хозяйка становится с годами главной «у печи», а значит и «большухой». Это происходило постепенно, поскольку свекровь ста-рела и выполнять тяжелую физическую работу уже не могла. Так проходя по очереди все этапы, человек плавно, постепенно, совсем незаметно приближает-ся к своей старости.
Старость как особый период развития человека исторически эволюцио-нировала. Произошло принципиально новое открытие старости. Она стала рас-сматриваться как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводя-щийся к процессам распада, а самостоятельный и особенный по своим характе-ристикам возраст. Артур Шопенгауер в «Афоризмах житейской мудрости», в главе о различии возрастов, формулирует одну из ключевых идей. Суть ее за-ключается в отрицании существования возрастной периферии, ибо каждый воз-раст входит в ядро жизни, имеет свои прагматические ценности, объединяющие положительные и отрицательные моменты. На фоне перечисления негативных свойств старости (убывают жизненные силы, слабеет жизнерадостность, хмурая серьезность вытесняет юношеский задор и уверенность, ускоряется течение жизни, падает восприимчивость к внешнему миру), автор фокусирует внимание именно на позитивных моментах(в старости люди более умело оберегают себя от несчастий, способны наслаждаться настоящим, находя радость даже в мело-чах, благодаря жизненному опыту человек научается смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле, экономно обращается со вре-менем, старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от треволнений юности). Отмечаются существование, как отдельных преиму-ществ, так и недостатков на определенном возрастном этапе. Абсолютных пре-имуществ или недостатков не существует.
Старость в современной смысловой направленности обозначает опреде-ленный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности (удельная доля старости составляет ¼ часть жизни). В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные гра-дации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители.
Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качест-венно различными аспектами своего существования. Биологическим и соци-альным аспектом своего существования, «социальной старостью». Биологиче-ская старость является закономерной фазой индивидуального развития, а соци-альная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры об-щества. Как таковая она представлена соответствующей возрастной социально демографической группой («поколением») стариков. В понимании сущностной природы и, соответственно поколенческих критериев и границ социальной ста-рости сложилось два отличных подхода, функциональный и хронологический. Функциональный, отразил многовековую специфику социальной старости как процесса нарастающей утраты личностью своей физической работоспособно-сти. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обес-печить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социаль-ной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.
Хронологический подход, складывается в условиях индустриально-развитого общества ХХ века и отражает рождение в нем принципиально нового социального института: пенсионного обеспечения по старости, сразу же потре-бовавшего введение строго формализованного возрастного порога старости. В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старость («паспортная») – характеризующаяся пересечением данной личностью офици-альной возрастной «границы старости», но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса.
Реальная старость характеризуется наличием существенных ролевых сдвигов в жизни перешедшего «порог старости» человека. Причем характер этих сдвигов зависит от того, какой образ жизни имел место в предшествующие годы.
Термин «возраст» употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени.
Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:
1) Индивидуальное развитие.
2) Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества.
3) Возрастной символизм.
Временные аспекты индивидуального человека реализуются в его вре-менных характеристиках. Социально-возрастные процессы и возрастная струк-тура общества могут быть описаны в терминах возрастной стратификации. Пу-тем деления на возрастные страты можно представить процесс последователь-ной смены и преемственности поколений.
Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поко-лению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В толковом словаре С. Ожегова «поколение» -это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; во-вторых, -одновременно живущие люди близкого возраста. А.И. Афанасьева определяет поколение как « объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами». Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько зна-чений данного понятия:
- степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);
- сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время.
- современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста.
- отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.
Понятие «поколение» включает в себя целый комплекс психологических, нравственных качеств как миллионов людей, так и личностных качеств наибо-лее ярких его представителей. Рассматривая поколение как целое, как своеоб-разного «субъекта», мы, конечно же, поступаемся различиями в опыте, круго-зоре, образованности между людьми одного возраста, но одновременно под-черкиваем разницу между поколениями. У разных поколений разные ценности, разные взгляды на вещи.
Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества. Исключительным правилом социологии является изучение особенностей поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциаль-ных возможностей), особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, про-блем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколе-ния в социокультурном информационном пространстве, соотношение поколен-ных структур и институтов с другими образованьями - национальными, поло-выми и классовыми.
Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществова-ния трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различ-ных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном слу-чае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.
Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дис-танцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.
Попытка избежать этих крайностей содержится в проекте Апеля и его школы. Этот проект содержит обоснование «этики дискурса»,т. е. учение о нравственности, делающим своим содержанием проблемы коммуникации и дискурса. Именно «этика дискурса» ориентирует представителей разных поко-лений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет о сотрудничестве, а не о помощи старшим либо обу-чении младших.
Как было выяснено ранее, поколение –это временная категория, в связи с этим, смена поколений- это поток, который идет в истории, обеспечивая пере-дачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поко-ления к другому. Взаимосвязь поколений зависит от исторических условий, по-этому рассмотрим историко-культурологический анализ взаимоотношений по-колений.
Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует ис-тория человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положе-ния старых людей шла в одном направлении- к улучшению. Однако - это не так. После периодов с этой точки зрения очень неблагоприятных, приходят пе-риоды весьма благоприятные, чтобы, в свою очередь, уступить место периодам более или менее неблагоприятным. На этом фоне можно понять опасение, не-однократно высказывавшееся А.Сови, по поводу возможного возврата самого худшего, а именно - тенденции к физическому уничтожению стариков.


 Скачать полную версию - sociokulturnaja-dinamika-mezhpokolennykh.rar [109.48 Kb] (cкачиваний: 43)