Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Исследование влияния отношения родителей к детям в многодетных семьях


Поиск по сайту:

Исследование влияния отношения родителей к детям в многодетных семьях
Раздел: Дипломы | 17 августа 2007 | Автор:быздря | просмотров: 13879 | печать
 (голосов: 0)

Оглавление


Введение……………………………………………………………………………...6
Глава 1. Внутренние процессы многодетной семьи как предмет изучения
социальной психологии……………………………………………………………..9
1.1. Социально-психологический анализ многодетной семьи……………………9
1.2. Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста
с родителями в многодетной семье……………………………………………….25
1.3. Самостоятельность как компонент становления самоорганизации
детей старшего дошкольного возраста……………………………………………40
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния взаимоотношений детей
старшего дошкольного возраста с родителями в многодетной семье
на формирование самостоятельности……………………………………………..47
2.1. Методы и процедура исследования особенностей влияния отношения
родителей к детям на формирование самостоятельности……………………….47
2.2. Результаты исследования и их анализ………………………………………..56
Заключение………………………………………………………………………….64
Список литературы………………………………………………………………...66
Приложение 1 Опросник А.Я.Варга, В.В.Столина………………………………71
Приложение 2 Ключ к тесту А.Я.Варга, В.В.Столина…………………………...74
Приложение 3 Опросник PARI……………………………………………………77
Приложение 4 Ключ к методике PARI……………………………………………86
Приложение 5 Стимульный материал к методике Рене Жиля…………………..88
Приложение 6 Ключ к методике Р.Жиля………………………………………..103
Приложение 7 Форма для регистрации наблюдений…………………………...104

Введение


В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи и дошкольного учреждения приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
Современные ситуации в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья, отмечается: изменение её функций, сокращение размеров, изменение типа главенства. Распад нормативной системы многодетного родительства привело к широкому распространению норм малодетности.
В современных условиях семья, имеющая трех и более детей, относится к многодетным семьям.
На первый взгляд, самой актуальной проблемой многодетной семьи является проблема экономического плана, бюджета семьи. Но существуют не менее важные вопросы, относящиеся к проблеме взаимоотношений в семье.
Психологи и педагоги напоминают, что для ребенка лучше, если он в семье не одинок, а окружен братьями и сестрами - у него больше шансов избежать детского аутизма, неврозов, страхов, нездорового эгоцентризма, зацикленности на себе. Но вместе с тем, нужно отметить, что многодетность может быть и фактором риска психического здоровья детей в семье, так как между ними может развиться соперничество, негативные отношения друг к другу, последствия которых отрицательно влияет на личность детей.
В семье, где возникают проблемы взаимоотношений детей, родители по своему их решают, или же не прилагают никаких усилий для налаживания их общения. Как справедливо замечено многими учеными-исследователями (Г.Т. Хоментаускас, А.Фабер, Э.Мазлин, А.Я.Варга, В.Н.Котырло, В.Г.Нечаева и т.д.), основной причиной негативных отношений детей является неправильная позиция в отношении своих детей именно родителей, которая и определяет тип воспитание в семье.
Объект исследования - многодетная семья.
Предмет исследования – особенности влияния взаимоотношений детей дошкольного возраста с родителями в многодетных семьях на формирование самостоятельности.
Цель исследования – выявить особенности самостоятельности детей дошкольного возраста в многодетных семьях во взаимосвязи с родительско-детскими отношениями.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:
1. Существуют особенности формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в многодетных семьях.
2. Уровень самостоятельности ребенка в многодетной семье взаимосвязан с типом семейного воспитания.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в работе решаются следующие задачи:
- представить социально-психологический анализ многодетной семьи ;
- изучит особенности взаимоотношений родителей и детей в многодетной семье;
- рассмотреть зависимость уровня самостоятельности ребенка в многодетной семье от типа семейного воспитания;
- на основе экспериментального исследования выявить характер взаимоотношений родителей и ребенка в многодетной семье.
Теоретической и методологической основой исследования явились положения отечественных и зарубежных авторов: А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, Л.И.Рувинского, Н.Салона, Г.Т.Хоментаускаса и др.

Методы исследования:
1. Тест - опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
2. Методика PARI.
3. Методика Рене Жиля.
4. Наблюдение.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы социальными работниками, социальными педагогами, воспитателями в работе с детьми дошкольного возраста из многодетных семей.


Глава 1. Внутренние процессы многодетной семьи как предмет изучения социальной психологи


1.1. Социально-психологический анализ многодетной семьи


В разных странах существуют разнообразные типы семьи, иногда экзотические, которые сохраняют формы отношений, восходящих к глубокой древности. Нужно отметить, что сфера семейно-брачных обычаев и традиций достаточно консервативна и очень цепко сохраняет архаические черты. А с другой стороны с распространением современных производств и урбанизированного стиля жизни в большинстве стран утверждается сравнительно небольшое количество схожих моделей семьи. Такая тенденция характерна и для нашего региона, и для России.
Различают следующие типы семей: по семейному стажу, по количеству детей, по составу, по однородности социального состава, по качеству отношений в семье, по типу потребительского поведения, по условиям семейной жизни. Рассмотрим их подробнее:
1) По семейному стажу выделяют:
- семью молодоженов;
- молодую семью;
- семью, ожидающую ребенка;
- семью среднего супружеского возраста.
Средняя продолжительность совместного проживания этого типа семьи составляет от 3 до 9 лет. Этот период является наиболее опасным, ответственным для семьи. Потому что именно в эти годы появляются слуха, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов. - Семью старшего супружеского возраста, продолжительность совместного проживания, которой составляет от 9 до 20 лет. Морально - психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости;
- пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появление внуков. Однако нужно отметить, что этот тип для семьи помолодел т.к. возраст детей, вступающих в брак составляет 19-20 лет.
2) По количеству детей выделяют:
- однодетную семью (специальное исследование выявило, что если на женщину поколения 1929-1938 г.г. рождения приходилось в среднем 4,2 ребенка, то сегодня 36,4% женщин в возрасте 15-29 лет имеют одного ребенка);
- малодетную семью (2 или 3 ребенка);
- многодетную семью (3 и более детей).
3) По составу:
- неполной семья может стать либо в результате развода, либо в результате развода, либо при рождении ребенка у одинокой матери;
- простая нуклеарная. Ее образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников;
- сложная семья (расширенная).
Если под одной крышей проживают три поколения: пара родоначальников (или один из них), взрослые, дети и внуки, речь идет о сложной семье. Возможна комбинация семьи сложной и неполной.
4) По однородности социального состава. Различают социально-гомогенные и социально-гетерогениые. Социально-гомогенными являются такие семьи, в которых оба супруга имеют одинаковое образование, профессию. Социально гетерогенными называют семьи, в которых у родителей не одинаковое образование [2, 59-69; 18, 35-49; 32, 112-115].
Существуют еще так называемые маргинальные семьи. Генезис семей такого типа может быть связан с самыми различными причинами - болезнями, многодетностью, алкоголизмом, тюремным заключением и т.д., но общим для них является резкое снижение возможности осуществлять нормальное функционирование, эффективно воспитывать детей. Часть маргинальных семей имеет люмпенцированный характер. Их отличают крайне низкие доходы, высокий уровень потребления алкоголя или наркотиков, плохие жилищные условия или отсутствие пригодного и жизни жилья. Их так же называют социально неблагополучные семьи, дети из таких семей часто составляют основной контингент запущенных подростков, каждый член такой семьи имеет отклоняющиеся повеление.
Другой тип семьи - семья кризисная, находящаяся ниже черты бедности и имеющая в силу этого серьезные проблемы, связанные с физическим выживанием, супружескими отношениями и воспитанием, детей. Такие семьи нуждаются в безусловной помощи, но сложность в том, чтобы правильно определить оптимальные формы ее оказания [17, 99-102].
Говоря о нравственном выживании (сохранении семьи, теплых отношений, между супругами, родителями и детьми), приходиться «надеяться» на средства массовой информации, в основном на телевидение, радио, книги, т.к. индивидуальная помощь - психотерапия, семейные консультации и т.п. - платная, таким семьям не по карману.
Третий тип семьи - благополучная семья, которая добилась много успехов в жизни. Уровень благополучия таких семей средний или на 15-20% выше среднего, и возникшие проблемы они могут решать самостоятельно, без внешней помощи. По своему достатку они еще не могут широко пользоваться индивидуальными средствами решения домашних проблем, например, дорогостоящими социальными услугами.
Для четвертого типа семей, с доходы, позволяют реализовать практически все виды платных услуг, даже дорогостоящих. Исследователь Т.Пантелеева выделяет 5 групп семей по уровню дохода и наличию недвижимости:
1) Крайне бедные - низкие доходы, плохие жилищные условия, нет недвижимости.
2) Относительно бедные - низкий доход, но есть недвижимость, жилищные условия средние.
3) Среднедоходные, но малоимущие - нет недвижимосги, плохие жилищные условия.
4) Высокодоходные - высокий доход, но плохие жилищные условия, нет недвижимости.
5) Богатые - высокие доходы, жилищные условия выше средних, есть недвижимость [12, 10-13].
Исследователи пришли к неутешительному выводу: в общей массе наше население следует признать крайне бедным, если не назвать нищим. А более «приличный» вид основной его массы объясняется двумя причинами: остатками благополучия прежнего времени, от которого еще сохранились предметы длительного пользования и крыша над головой, а также наличием неучтенных доходов от предпринимательской деятельности.
Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшилось условия реализации социальных функций репродуктивной, экзистенциальною содержания и первичной социализации детей. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов.
Это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение частоты добрачных половых связей, увеличение частоты ранних сверхранних, а также внебрачных рождений. Это и беспрецедентный рост числа отказов от детей и даже их убийств, и нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Нет недостатка в перечислении семейных проблем и в интерпретациях их причин и следствий.
То, что сейчас называют семейной политикой, будучи в содержательном плане материальной помощью бедным, концептуально и аксиологически отражает политическое предпочтение изолированной нуклеарной семьи с одним-двумя детьми. И не потому, что эти предпочтения зафиксированы в концепции государственной семейной политики РФ или какой-либо другой программе. Этого как раз и нет [12, 10-13; 13, 21] .
Дело в том, что спонтанный ход событий именно этот тип семьи делает самым массовым, модальным, говоря статистически. Многообразие семейных структур сведено до унылой летальности малодетности, до обезличенной стандартности этого единственного типа семьи и репродуктивного поведения. Это само по себе снижает семейную стабильность, ухудшает положение семьи как социального института, который предлагает плюрализм семейных структур, включая многопоколенные семьи с тесными родственными связями, или, по крайней мерей, нуклеарные семьи с несколькими детьми.
Распад нормативной системы многодетного родительства привел в итоге к мировому распространению норм малодетности, когда нокнорформистическим и даже девиантным считается наличие трех и более детей в семье.
Лишь ничтожные доли населения демонстрируют это отклоняющиеся (в описанном социально-нормативном смысле) поведение. И в связи с этим проблемы многодетных семей переходят как бы на второй план; имеются в виду не экономические проблемы, а проблемы внутрисемейного эмоционального благополучия.
В то же время именно от социальной среды существенно зависит психология и поведение отдельного человека как личности. Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения называемые группами [4, 58]. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными обществами, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признаком. Через эти групп осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующий в малых группах.
Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, является семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединение близких друзей и т.п.
Многодетная семья как малая группа характеризуется глубокой внутренней психологической и поведенческой обязанностью ее членов, которая делает её относительно автономным социально-психологическим образованием.
Многодетную семью можно отнести к естественной малой группе, так как она возникает и существует исходя из потребностей ее членов. Так же, многодетную семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней присутствуют – достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношение – сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т.д.
Для того, чтобы назвать многодетную семью коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований, которые определяют высокоразвитую малую группу как коллектив:
- успешно справляться с возложенными на нее задачами;
- иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;
- создавать для каждого своего члена возможность развития как личности [34, 85-99].
Психологически развитой как коллектив считается такая многодетная семья, в которой сложилась дифференцированная система личны

 Скачать полную версию - issledovanie-vlijanija-otnoshenija.zip [109.9 Kb] (cкачиваний: 98) 



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 
.: Навигация СПбТЭИ

Рефераты
Статьи
Курсовые работы
Дипломные работы
Факультеты института
Студенческое научное общество
Основные контактные адреса и телефоны института
Каталог
История института
Фотографии из жизни института

.: Факультеты
  • Экономика товарного обращения
  • Основы товароведения и экспертизы товаров
  • Бухгалтерский учет в торговле
  • Торгово-технологические процессы на предприятиях торговли
  • Экономика, анализ и планирование деятельности предприятий торговли и общественного питания
  • Менеджмент
  • Ценообразование
  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия торговли
  • Налоги и налоговое законодательство
  • Персональная информатика в маркетинге и менеджменте
  • Технология приготовления продуктов общественного питания
  • Деньги, кредит, банки
  • Стратегическое планирование
  • Финансы и кредит
  • Деловое общение
  • Мировая экономика
    .: Голосование

    Очень высокий
    Высокий
    Средний
    Ниже среднего
    Не могу оценить



    .: Самое популяное
    » Курсовая работа. Имидж Организации
    » Курсовая работа на тему "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ"
    » Курсовая работа "Финансовый леверидж и его роль в управлении предприятием"
    » Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках
    » Денежно-кредитная политика государства
    » Возникновение и Развитие Прямых Налогов
    » Курсовик - Целевые бюджетные и внебюджетные фонды в системе государственных финансов.
    » Курсовая работа. Анализ Рисков Корпоративных Инвестиционных Проектов
    » Пути Снижения Затрат на Производство Продукции
    » Реферат на тему "Компьютерные вирусы"
    » Источники Финансирования Инвестиционной Деятельности
    » Учение В.И.Вернадского о биосфере
    » Реферат - Классификация компьютерных сетей
    » Инфляция- экономические и социальные последствия инфляции
    » Налоговое Планирование в Организации
    » Кадровые стратегии
    » Монетарная политика государства
    » Издержки Производства и Себестоимость Продукции
    » Макс Вебер вклад в современную науку
    » Курсовая работа на тему "АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФИРМЫ"
    » Экологическая культура
    » Предмет и методы микроэкономики
    » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    » Затраты и результаты деятельности предприятия
    » Сущность Российского парламентаризма

    .: Реклама


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Ноябрь 2009 (1)
    Август 2009 (28)
    Июль 2009 (38)
    Июнь 2009 (40)
    Май 2009 (47)
    Апрель 2009 (41)
    Март 2009 (41)
    Февраль 2009 (46)
    Январь 2009 (45)
    Декабрь 2008 (38)
    Ноябрь 2008 (39)
    Октябрь 2008 (38)
    Сентябрь 2008 (39)
    Август 2008 (40)
    Июль 2008 (37)
    Июнь 2008 (37)
    Май 2008 (41)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (42)
    Февраль 2008 (44)
    Январь 2008 (38)
    Декабрь 2007 (35)
    Ноябрь 2007 (35)
    Октябрь 2007 (39)
    Сентябрь 2007 (38)
    Август 2007 (37)
    Июль 2007 (33)
    Июнь 2007 (39)
    Май 2007 (54)
    Апрель 2007 (43)
    Март 2007 (40)
    Февраль 2007 (49)
    Январь 2007 (43)
    Декабрь 2006 (38)
    Ноябрь 2006 (37)
    Октябрь 2006 (42)
    Сентябрь 2006 (36)
    Август 2006 (40)
    Июль 2006 (38)
    Июнь 2006 (39)
    Май 2006 (30)
    Апрель 2006 (28)
    Март 2006 (30)
    Февраль 2006 (31)
    Январь 2006 (29)
    Декабрь 2005 (39)
    Ноябрь 2005 (30)
    Октябрь 2005 (37)
    Сентябрь 2005 (37)
    Август 2005 (39)
    Июль 2005 (31)
    Июнь 2005 (29)

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     


  • Неофициальный сайт СПб ТЭИ - "Санкт-Петербургский торговоэкономический институт"
    Связь с администрацией | Статистика | Карта сайта
    Все права защищены 2007-2014 ©