Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Педагогика (методика).


Поиск по сайту:

Педагогика (методика).
Раздел: Дипломы | 7 августа 2009 | Автор:bizdrya | просмотров: 13258 | печать
 (голосов: 0)

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития детей 7
1.1. Идеи отечественных и зарубежных авторов по проблемам сенсорного развития 7
1.2. Анализ основных понятий, сущность проблемы сенсорного развития детей 8
1.3. Ведущие теории, концепции по проблеме сенсорного развития детей 19
Глава 2. Практическое исследование адаптации школьников 47
2.1. Констатирующий эксперимент. Организация и проведение исследования 47
2.2. Формирующий эксперимент. Работа с дезадаптацией школьников 54
2.3. Контрольный эксперимент. Исследование и обсуждение итогов 61
Заключение 65
Библиография 70
Приложение 1 74

Введение

Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей.
В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период – это начало жизни, причем первые три месяца – это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз); последующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.
О сложности и витальной значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит особое внимание, обращаемое на него отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Мы считаем, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную фасилитацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
Организация перехода из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период 1) с педагогической точки зрения характеризуется низкой самоорганизацией, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, и 2) с психологической стороны – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Другим критическим периодом обучения считается переход из среднего в старшее звено. Немалая роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.
Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки и зависят от следующих условий: продолжительность адаптивного этапа, возраст человека, цель адаптации и др. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта, состояния фрустрации и стресса, нервного истощения. Освоив необходимые приемы, человек способен сознательно управлять собственно процессом адаптации.
В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий – важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки.
Таким образом, можно считать, что адаптация – это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
М.Монтессори была одним из мыслителей, закладывавших фундамент теории дошкольного воспитания. В своей практике она успешно использовала дидактический материал, созданный ею самой. Немаловажный практический интерес представляют суждения Монтессори относительно содержания и методов обучения. Монтессори выдвинула идею свободного воспитания ребенка, создала комплексы упражнений для развития слуха, зрения и т.д. Кроме того, в обстановке комнаты, где занимались дети, был определенный порядок вещей, благодаря которому ребенок косвенно готовился к обучению письму и чтению.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики такие, как Ф. Фребель, М. Монтессори, О.Декроли, а также известные представители отечественной педагогики и психологии Е.И.Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П.Сакулина, справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные российскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Несмотря на большое количество исследовательских работ по данной проблеме, далеко не все педагоги осознают всю важность сенсорного развития детей и уделяют ему недостаточно времени и внимания. Объектом исследования является сенсорное развитие детей. Предмет исследования – использование опыта Марии Монтессори в сенсорном развитии детей.
Цель данной работы – используя опыт М. Монтессори разработать условия для адаптации детей в школе.
Задачи:
1. Проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме сенсорного развития детей.
2. Раскрыть основные понятия по данной проблеме.
3. Изучить условия сенсорного развития детей.
4. Выявить возможности использования творческого, критического опыта Марии Монтессори в сенсорном развитии детей.
Гипотеза исследования – эффективности адаптации к школе у детей можно добиться, если при использовании опыта М.Монтессори опираться на практическую деятельность детей, обеспечивая успешность умственного, физического, эстетического воспитания, что служит основной ступенью приобретения опыта и является основой познания окружающего мира.
Методы исследования:
 Анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов.
 Наблюдение.
 Беседа.
 Педагогический эксперимент.
 Анализ результатов деятельности
Практическая значимость: данную работу могут использовать воспитатели и учителя начальных классов для диагностики и повышения уровня сенсорного развития детей.
База исследования: 3 класс средней общеобразовательной школы № 2 (Новосибирская область, с. Здвинск).

Глава 1. Теоретические основы развития детей

1.1. Идеи отечественных и зарубежных авторов по проблемам сенсорного развития

Значение сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире.
Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики такие, как Ф.Фребель, М.Монтессори, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф.Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит в том, что детей надо не учить, а организовывать их на учебный лад в ходе игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Фридрих Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли игры с разными игрушками, материалами (с мячом, кубиками, шарами, цилиндрами), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.
Сам Ф. Фребель, его ученики и последователи сначала в Германии, а затем и в других странах высоко оценивали предложенную им систему таких игр. Но жесткая регламентированность деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб занимательности: методика проведения игр, основанная на подражании детей действием, словами воспитателя, - все это вызвало критиче6ские замечания известных педагогов, познакомившихся с работой фребелевских детских садов (К.Д.Ушинский, А.Ф. Лесгафт, Л.Н.Толстой, Е.И. Тихеева).
В последнее время поиски ученых З.М.Богуславской, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирновой и других идут в направлении создания серии игр и упражнений для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью процессов, переносом сформированных навыков и действий на новое содержание, а таких играх нет финансированных правил, напротив дети становятся перед необходимостью выбора способов решения задачи.
Также проблемами сенсорного развития занимаются Любина Г., Сорокова М., Пилюгина Э.Г., Пастюк О., Бережная И.

1.2. Анализ основных понятий, сущность проблемы сенсорного развития детей

В работе даны такие определения и понятия:
Анализатор – сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, т.е. выделяет отдельные его элементы и свойства.
Восприятие – форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ (словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
Восприятие – это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Процесс восприятия тесно связан с речью, мышлением, памятью, представлениями.
Депривация – потеря, лишение; сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации.
Коррекция – определенная форма психолого-педагогической деятельности, т.е. совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии ребенка.
Подготовленная среда – это предметно-пространственная среда, созданная педагогом, с расположенными в ней в открытом доступе разнообразными, привлекательными и интересными для детей материалами 39.
Сенсорный голод – ограниченность притока впечатлений.
Сенсорная культура – впервые термин ввела М.Монтессори. Это общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки; в качестве эталонов формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер.
Обоняние – вид чувствительности, пораждающий специфические ощущения запаха.
Осязание – вид чувствительности, прикосновения какого-либо предмета к поверхности кожи.
Ощущение – непосредственное чувственное восприятие свойств объективной реальности, возникающие в результате их воздействия на органы чувств и нервные центры (словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
Ощущение – это процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности; ощущения возникают при воздействии на организм отдельных свойств предметов: запаха, вкуса, цвета, звука, двигательных стимулов.
Психические процессы ощущения восприятия.
При помощи ощущений, неразрывно связанных с мышлением и организуемых человеческой практикой, человек познает окружающий мир, его свойства и закономерности.
Каким образом происходит отражение мозгом окружающего мира? Мозг непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающем мире и внутри самого организма, сведения о предметах и явлениях окружающей среды и о состоянии внутренних органах тела. Предметы и явления окружающего мира отличаются различными свойствами, качествами, и отражение мозгом этих предметов и явлений невозможно без отражения их свойств и качеств. Простейшим познавательным процессом является ощущение. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения дают материал для других более сложных процессов – восприятия, мышления, воображения. Ощущения являются начальным источником всех наших знаний об окружающем мире. Если бы человек был лишен всех ощущений, он никакими способами не мог бы познавать окружающий мир. Каким же образом информация из внешнего мира поступает в мозг? Существуют специальные каналы связи мозга с внешним миром. И.П. Павлов назвал их анализаторами. Каждый вид анализатора приспособлен для выделения определенного свойства: глаз реагирует на световые раздражения, ухо – на звуковые, орган обоняния – на запахи и т.д.
Любой анализатор состоит их трех отделов:
 периферический отдел или рецептор;
 проводниковый отдел;
 мозговой или центральный отдел.
К периферическому отделу относятся органы чувств (глаз, ухо, язык, нос, кожа) и специальные рецепторные нервные окончания. Рецепторы реагируют на определенный вид физической энергии. Проводниковый отдел проводит нервное возбуждение от рецепторного аппарата к центрам головного мозга. Это центростремительные нервы.
Мозговой отдел – высший отдел анализатора. Здесь осуществляются самые сложные функции анализа. Именно здесь возникают ощущения – зрительные, слуховые, вкусовые и т.д.
Механизма действия анализатора заключается в следующем. Предмет – раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-химический процесс раздражения. Раздражение трансформируется в физиологический процесс – возбуждение, которое передается в мозг. В корковой области анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс – ощущение.
Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущение не возникает, если повреждена любая часть анализатора. Первая группа состоит из пяти видов ощущений, которые являются отражением свойств предметов и явлений внешнего мира – зрительные, вкусовые, слуховые, обонятельные и кожные. Вторую группу составляют три вида ощущений, отражающих состояние организма: органические, двигательные, ощущение равновесия. Третью группу составляют два вида особых ощущений – осязательные и болевые.
Ощущения, как правило, не существуют независимо друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого – усиливать, или, наоборот, ослаблять ее. Можно повысить чувствительность зрительного анализатора, стимулируя ее слабыми музыкальными звуками, а резкие, сильные звуки, наоборот, ухудшат зрение. При отсутствии дефектов в строении анализаторов упражнением, тренировкой можно добиться развития чрезвычайной тонкости ощущений. Некоторые работники текстильной промышленности могут различать до сорока оттенков черного цвета, тогда как школьники способны различать два-три оттенка.
Дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов. Очень интенсивная компенсаторная деятельность наблюдается у слепоглухих. При отсутствии зрения и слуха у них настолько развивается деятельность оставшихся анализаторов, что эти люди довольно хорошо ориентируются в окружающей обстановке.
В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления; не звуки, а предметы и явления, производящие звук; не свет, а светящиеся предметы; не запахи, а пахнущие объекты. Поэтому на основе ощущения должен строиться познавательный процесс более высокого уровня, как процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств, иначе познание мира будет невозможным. Таким процессом и является восприятие – человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.
В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Воспринимая, мя не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Значит восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления.
Восприятие не пассивное отражение, а сложная деятельность, в процессе которой человек познает глубоко окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Важная составная часть деятельности восприятия – движения: движение глаза, рассматривающего предмет; движение руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним и т.д.
В процессе восприятия не все анализаторы играют одинаковую роль. Один из анализаторов обычно ведущий. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, различают виды восприятия. Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетания различных видов восприятия.
Определенное отношение человека к воспринимаемому, зависящее от особенностей его личности выражается в избирательности восприятия. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют объектом восприятия, а все остальное – фоном.


 Скачать полную версию - pedagogika-metodika.rar [70.82 Kb] (cкачиваний: 37) 



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 
.: Навигация СПбТЭИ

Рефераты
Статьи
Курсовые работы
Дипломные работы
Факультеты института
Студенческое научное общество
Основные контактные адреса и телефоны института
Каталог
История института
Фотографии из жизни института

.: Факультеты
  • Экономика товарного обращения
  • Основы товароведения и экспертизы товаров
  • Бухгалтерский учет в торговле
  • Торгово-технологические процессы на предприятиях торговли
  • Экономика, анализ и планирование деятельности предприятий торговли и общественного питания
  • Менеджмент
  • Ценообразование
  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия торговли
  • Налоги и налоговое законодательство
  • Персональная информатика в маркетинге и менеджменте
  • Технология приготовления продуктов общественного питания
  • Деньги, кредит, банки
  • Стратегическое планирование
  • Финансы и кредит
  • Деловое общение
  • Мировая экономика
    .: Голосование

    Очень высокий
    Высокий
    Средний
    Ниже среднего
    Не могу оценить



    .: Самое популяное
    » Курсовая работа. Имидж Организации
    » Курсовая работа на тему "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ"
    » Курсовая работа "Финансовый леверидж и его роль в управлении предприятием"
    » Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках
    » Денежно-кредитная политика государства
    » Возникновение и Развитие Прямых Налогов
    » Курсовик - Целевые бюджетные и внебюджетные фонды в системе государственных финансов.
    » Курсовая работа. Анализ Рисков Корпоративных Инвестиционных Проектов
    » Пути Снижения Затрат на Производство Продукции
    » Реферат на тему "Компьютерные вирусы"
    » Источники Финансирования Инвестиционной Деятельности
    » Учение В.И.Вернадского о биосфере
    » Реферат - Классификация компьютерных сетей
    » Инфляция- экономические и социальные последствия инфляции
    » Налоговое Планирование в Организации
    » Кадровые стратегии
    » Монетарная политика государства
    » Издержки Производства и Себестоимость Продукции
    » Макс Вебер вклад в современную науку
    » Курсовая работа на тему "АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФИРМЫ"
    » Экологическая культура
    » Предмет и методы микроэкономики
    » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    » Затраты и результаты деятельности предприятия
    » Сущность Российского парламентаризма

    .: Реклама


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Ноябрь 2009 (1)
    Август 2009 (28)
    Июль 2009 (38)
    Июнь 2009 (40)
    Май 2009 (47)
    Апрель 2009 (41)
    Март 2009 (41)
    Февраль 2009 (46)
    Январь 2009 (45)
    Декабрь 2008 (38)
    Ноябрь 2008 (39)
    Октябрь 2008 (38)
    Сентябрь 2008 (39)
    Август 2008 (40)
    Июль 2008 (37)
    Июнь 2008 (37)
    Май 2008 (41)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (42)
    Февраль 2008 (44)
    Январь 2008 (38)
    Декабрь 2007 (35)
    Ноябрь 2007 (35)
    Октябрь 2007 (39)
    Сентябрь 2007 (38)
    Август 2007 (37)
    Июль 2007 (33)
    Июнь 2007 (39)
    Май 2007 (54)
    Апрель 2007 (43)
    Март 2007 (40)
    Февраль 2007 (49)
    Январь 2007 (43)
    Декабрь 2006 (38)
    Ноябрь 2006 (37)
    Октябрь 2006 (42)
    Сентябрь 2006 (36)
    Август 2006 (40)
    Июль 2006 (38)
    Июнь 2006 (39)
    Май 2006 (30)
    Апрель 2006 (28)
    Март 2006 (30)
    Февраль 2006 (31)
    Январь 2006 (29)
    Декабрь 2005 (39)
    Ноябрь 2005 (30)
    Октябрь 2005 (37)
    Сентябрь 2005 (37)
    Август 2005 (39)
    Июль 2005 (31)
    Июнь 2005 (29)

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     


  • Неофициальный сайт СПб ТЭИ - "Санкт-Петербургский торговоэкономический институт"
    Связь с администрацией | Статистика | Карта сайта
    Все права защищены 2007-2014 ©