Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Педагогика (культурология).


Поиск по сайту:

Педагогика (культурология).
Раздел: Курсовые работы | 4 августа 2009 | Автор:bizdrya | просмотров: 14426 | печать
 (голосов: 1)

ПЛАН

Введение -----------------------------------------------------------------------------3
1. Актуальность темы ------------------------------------------------------------ 3
2. Цель и задачи работы --------------------------------------------------------- 4
3. Ведущие авторы ---------------------------------------------------------------- 4
4. Вопросы методологии обучения ------------------------------------------- 5
Основная часть
Дискуссия как активный метод обучения ------------------------------------ 6
1. Пути совершенствования методов обучения ---------------------------- 6
2. Понятие об активных методах обучения ---------------------------------- 9
3. Особенности дискуссии в учебном процессе --------------------------- 12
Выводы ----------------------------------------------------------------------------- 27
Список литературы --------------------------------------------------------------29

ВВЕДЕНИЕ
1. Актуальность темы
В современном образовании обозначился ряд кризисных явлений. Наиболее важным, с точки зрения педагогики, показателем кризиса культуры является противоречие между всечеловеческой глобальной потребностью в типе людей, способных по своей ориентации отвечать эпохе и этике Ноосферного разума, и неспособностью системы образования обеспечить формирование личности, отвечающей этим требованиям и свободной от эгоистических, кланово-социальных, «не окультуренных» потребностей, господствующих в современном обществе и диктующих массам населения стратегию агрессивного или подчинительного поведения (5, С.140).
В плане преодоления кризисных тенденций, на преподавателя возлагаются все более серьезные задачи. М.В. Кларин отмечает в связи с этим необходимость сформировать особый, «технологический» подход к построению обучения в целом. С каждым годом лавинообразно возрастает количество информации, которую приходится «переварить» учащимся; особенно это касается высшей школы. В то же время возможности самих учащихся небезграничны. В связи с этим новые требования предъявляются уже не только и не столько к количественной, сколько к качественной стороне обучения. Во главу угла ставится применение современных образовательных технологий. Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят так называемые активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе.
Известно, что особенности человеческой памяти позволяют запомнить в первую очередь фабрикат собственной деятельности. Кроме того, воспроизведение информации требует активного овладения материалом. Наконец¸ формирование специалиста предполагает овладение не только знаниями-копиями, соответствующими понятию профессиональной эрудиции, но и знаниями-умениями, без которых специалист превращается просто в «подкованного» дилетанта. Ситуация, при которой молодой специалист овладевает знаниями в стенах вуза, а умениям обучается затем уже на рабочем месте, не является более терпимой. При нынешней ситуации на рынке труда молодой специалист должен быть в состоянии с самого начала включиться в продуктивную профессиональную деятельность, хотя бы и на более простой ее ступени, а не проходить фактическое переучивание. Практический подход должен являться основой современного образования, в противном случае выпускник учебного заведения попросту не найдет себе достойное рабочее место. Овладение же умениями не может происходить иначе, как с привлечением активной деятельности самих обучающихся. Причем такой подход не должен концентрироваться только на выпускных курсах; его место и на младших курсах вузов, где изучаются пока еще главным образом общетеоретические дисциплины. Именно там следует широко применять, в частности, дискуссионные методы обучения. Известно, что адаптация студентов к учебной деятельности происходит в основном в течение первого курса, и стиль обучения, усвоенный там, пригодится и на старших курсах. Если студенты не усвоят активный стиль учебной деятельности сразу, тем труднее им будет перестраиваться потом. Вот почему рассмотрение активных методов обучения в целом и дискуссионного метода в частности было избрано темой данной работы.

2. Цель и задачи работы:

Цель данной работы – проанализировать особенности современного дискуссионного метода в работе со студентами, как одного из активных методов обучения.

Задачи:
1. Оценить современное состояние и пути совершенствования педагогической деятельности.
2. Проанализировать роль активных методов обучения в работе педагога.
3. Рассмотреть особенности, достоинства и недостатки дискуссионного метода обучения.

3. Ведущие авторы
В данной работе автор опирался главным образом на труды М.В.Кларина, Ю.Н. Кулюткина, С.А., Мухиной, А.А.Соловьевой, И.А.Колесниковой. Нашли применение также работы Л.Д. Столяренко, Н.А. Гулюкиной, С.Л. Вигман, Д. Халперн, С.А. Расчетиной и некоторые другие.

4. Вопросы методологии обучения

Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.
Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т.е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.
Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.
Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, — экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.
Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Такая цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.
Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод.
Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни. Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных временных затрат.
Существуют и другие классификации методов обучения (2, С.104-106). Однако любая классификация должна прежде всего отвечать насущным требованиям практики, требованиям сегодняшнего дня.

ДИСКУССИЯ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

1. Пути совершенствования методов обучения

По направлению модернизации традиционной системы обучения (по Г.К. Селевко) можно выделить следующие группы педагогических технологий:
• на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений (с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания);
• на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (игровые технологии, в том числе деловая игра, мозговой штурм и т.д., проблемное обучение, на основе конспектов опорных сигналов, коммуникативное обучение и др.);
• на основе эффективности организации и управления учебным процессом (программированное обучение, дифференцированное обучение, индивидуализация обучения, перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении, групповые и коллективные способы обучения, информационные технологии и др.);
• на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (укрупнение дидактических единиц, диалог, поэтапное формирование умственных действий и др.)
• использующие методы народной педагогики (опирающиеся на естественные процессы развития личности);
• альтернативные (технология свободного труда, вероятностного образования
и др.);
• комплексные политехнологии (системы авторских школ: "Школа
самоопределения" А.Н. Тубельского, "Школа для всех" Е.А. Ямбурга и др.).
Развитие образования может осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми для данных условий и более эффективными, использованием новых идей, технологий.
Организация и управление этим процессом основываются на определенной базе, которая включает: банк педагогических технологий, информационную базу их концепций, алгоритмов, учебно-методического обеспечения; критерии выбора педагогической технологии; отправные позиции проектирования новой образовательной практики; механизмы включения инновационной педагогической технологии в реальный учебно-воспитательный процесс.
В качестве такого механизма может быть рекомендована "технология проектирования технологий" В.М. Монахова. В качестве альтернативы достаточно жесткого алгоритма выбора и освоения технологий В.М. Монахова можно предложить рекомендации И.П. Волкова по построению гибкого и многовариантного процесса обучения. Кроме того, в монографии В.Б. Беспалько освещена разработка педагогической технологии на основе диагностической методики целеобразования с применением математических методов оценки эффективности.(4, С. 12-13).
Ряд авторов в то же время поднимает вопрос о создании в стенах учебного заведения благоприятной коммуникативно-развивающей среды, без чего все усилия по совершенствованию педагогических технологий могут оказаться тщетными. Коммуникативно-развивающая среда в стенах учебного заведения может быть рассмотрена с разных позиций.
- эмоциональные характеристики общения (какое направление превалирует в акте коммуникации: личностное или функциональное, в какой мере устанавливаются отношения, какими эмоциональными способами оно усиливается);
- познавательные характеристики общения (обнаруживается ли знание интересов собеседника);
- нравственные характеристики общения (обнаруживаются ли в акте коммуникации мотивы сопереживания, соучастия, содействия);
- прогностические характеристики общения (предвосхищаются ли эмоциональные и словесные отклики учащегося, меняется ли в зависимости от них стиль разговора);
- актуализирующие характеристики общения (какие чувства - положительные или отрицательные – актуализируются в диалоге, обнаруживается ли потребность учащегося быть доверительным). (13, С. 53).
Следовательно, современные образовательные технологии должны соответствовать всем перечисленным требованиям.

2. Понятие об активных методах обучения (АМО)

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал,
запоминал, воспроизводил сказанное преподавателем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.
Активные методы обучения — это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др. Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике. Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. (2, с. 104-106).
Какова же суть этих методов, что их объединяет?
В традиционной педагогической системе коммуникатором является преподаватель, студент же выступает в скромной роли реципиента, принимающего информацию. Коммуникатор готовит свое сообщение в форме лекции и выбирает способ ее передачи (устная: монологическая или диалогическая речь; письменная речь, визуальные образы, символы, технические средства и другое) для восприятия реципиентами, т.е. студентами, слушателями, учениками. Кроме того, между воспринимающим информацию и пославшим ее существует обратная связь, т.е. определенная реакция на переданное сообщение (понято – не понято – есть вопросы и др.), в зависимости от которых коммуникатор может скорректировать свое дальнейшее сообщение.
В наиболее сложном положении оказываются реципиенты, так как им одновременно необходимо декодировать сообщение, понять и запомнить необходимую информацию для того, чтобы превратить ее в собственную, личностную для дальнейшего использования. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь в том случае, если произойдет смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своими высказываниями даст знать, как он понял принятую информацию. Именно диалогическая речь представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в процессе которой выявляется смысл сообщения и происходит взаимное обогащениё и наращивание информации (9, С. 26-29).
АМО отличается нетрадиционной технологией учебного процесса:
• активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;
• развивают партнерские отношения;
• повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;
• обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях студентов.
С.А. Мухина и А.А. Соловьева приводят следующую классификацию активных методов обучения:
Классификация активных методов обучения (АМО)

Неимитационные методы
Имитационные методы

• Активные (проблемные) лекции
• Дискуссия
- круглый стол
- пресс-конференция
- конференция
• Мозговая атака
• Выездные занятия
• с дискуссией
• Программированное обучение
• Выпускная (дипломная) работа с защитой
• Стажировка без
выполнения должностной роли
Игровые методы
Неигровые методы

• Игровое проектирование
• Стажировка с
выполнением
должностной
роли
• Разыгрывание
ролей
• Паратеатр
• Психодрама
• Деловая игра

• Анализ конкретных ситуаций
• Разбор корреспонденции
• Действие по инструкции
(алгоритму)
• Решение ситуативных и
производственных задач


 Скачать полную версию - pedagogika-kulturologija.rar [32.63 Kb] (cкачиваний: 33) 



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 
.: Навигация СПбТЭИ

Рефераты
Статьи
Курсовые работы
Дипломные работы
Факультеты института
Студенческое научное общество
Основные контактные адреса и телефоны института
Каталог
История института
Фотографии из жизни института

.: Факультеты
  • Экономика товарного обращения
  • Основы товароведения и экспертизы товаров
  • Бухгалтерский учет в торговле
  • Торгово-технологические процессы на предприятиях торговли
  • Экономика, анализ и планирование деятельности предприятий торговли и общественного питания
  • Менеджмент
  • Ценообразование
  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия торговли
  • Налоги и налоговое законодательство
  • Персональная информатика в маркетинге и менеджменте
  • Технология приготовления продуктов общественного питания
  • Деньги, кредит, банки
  • Стратегическое планирование
  • Финансы и кредит
  • Деловое общение
  • Мировая экономика
    .: Голосование

    Очень высокий
    Высокий
    Средний
    Ниже среднего
    Не могу оценить



    .: Самое популяное
    » Курсовая работа. Имидж Организации
    » Курсовая работа на тему "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ"
    » Курсовая работа "Финансовый леверидж и его роль в управлении предприятием"
    » Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках
    » Денежно-кредитная политика государства
    » Возникновение и Развитие Прямых Налогов
    » Курсовик - Целевые бюджетные и внебюджетные фонды в системе государственных финансов.
    » Курсовая работа. Анализ Рисков Корпоративных Инвестиционных Проектов
    » Пути Снижения Затрат на Производство Продукции
    » Реферат на тему "Компьютерные вирусы"
    » Источники Финансирования Инвестиционной Деятельности
    » Учение В.И.Вернадского о биосфере
    » Реферат - Классификация компьютерных сетей
    » Инфляция- экономические и социальные последствия инфляции
    » Налоговое Планирование в Организации
    » Кадровые стратегии
    » Монетарная политика государства
    » Издержки Производства и Себестоимость Продукции
    » Макс Вебер вклад в современную науку
    » Курсовая работа на тему "АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФИРМЫ"
    » Экологическая культура
    » Предмет и методы микроэкономики
    » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    » Затраты и результаты деятельности предприятия
    » Сущность Российского парламентаризма

    .: Реклама


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Ноябрь 2009 (1)
    Август 2009 (28)
    Июль 2009 (38)
    Июнь 2009 (40)
    Май 2009 (47)
    Апрель 2009 (41)
    Март 2009 (41)
    Февраль 2009 (46)
    Январь 2009 (45)
    Декабрь 2008 (38)
    Ноябрь 2008 (39)
    Октябрь 2008 (38)
    Сентябрь 2008 (39)
    Август 2008 (40)
    Июль 2008 (37)
    Июнь 2008 (37)
    Май 2008 (41)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (42)
    Февраль 2008 (44)
    Январь 2008 (38)
    Декабрь 2007 (35)
    Ноябрь 2007 (35)
    Октябрь 2007 (39)
    Сентябрь 2007 (38)
    Август 2007 (37)
    Июль 2007 (33)
    Июнь 2007 (39)
    Май 2007 (54)
    Апрель 2007 (43)
    Март 2007 (40)
    Февраль 2007 (49)
    Январь 2007 (43)
    Декабрь 2006 (38)
    Ноябрь 2006 (37)
    Октябрь 2006 (42)
    Сентябрь 2006 (36)
    Август 2006 (40)
    Июль 2006 (38)
    Июнь 2006 (39)
    Май 2006 (30)
    Апрель 2006 (28)
    Март 2006 (30)
    Февраль 2006 (31)
    Январь 2006 (29)
    Декабрь 2005 (39)
    Ноябрь 2005 (30)
    Октябрь 2005 (37)
    Сентябрь 2005 (37)
    Август 2005 (39)
    Июль 2005 (31)
    Июнь 2005 (29)

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     


  • Неофициальный сайт СПб ТЭИ - "Санкт-Петербургский торговоэкономический институт"
    Связь с администрацией | Статистика | Карта сайта
    Все права защищены 2007-2014 ©