Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Организация досуга школьника.


Поиск по сайту:

Организация досуга школьника.
Раздел: Курсовые работы | 16 июля 2009 | Автор:bizdrya | просмотров: 11572 | печать
 (голосов: 0)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы организации детских игр…………………5
1.1. Сущность понятия «игровая деятельность»……………………..5
1.2. Игровая культура как объект педагогической технологии….10
1.3. Развитие творческих способностей младших
школьников через игру………………………………………….16
Глава 2. Опыт организации детских игр (на примере основной
общеобразовательной школы №5 г.Топки)……………………...22
2.1. Характеристика организации культурно-досуговой
деятельности в основной общеобразовательной школе №5…..22
2.2. Общеразвивающие игры…………………………………………26
2.3. Проект игры-путешествия для младших школьников……….31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список литературы…………………………………………………………..36
Приложение………………………………………………………………….39

Введение

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.
Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса не только учебной, но и досуговой деятельности.
Объект исследования – игра как организация досуга школьника.
Предмет исследования – особенности игры, как формы организации досуга школьника школы №5 г.Топки.
Цель исследования – изучить особенности игры, как формы организации досуга школьника школы №5 г.Топки.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность понятия «игровая деятельность»;
- рассмотреть игровую культуру как объект педагогической технологии;
- проанализировать особенности развития творческих способностей младших школьников через игру;
- представить характеристику организации культурно-досуговой деятельности в основной общеобразовательной школе №5;
- рассмотреть особенности проведения общеразвивающих игр в школе №5;
- разработать проект игры-путешествия для младших школьников.
База исследования – школа №5 г.Топки.

Глава 1. Теоретические основы организации детских игр

1.1. Сущность понятия «игровая деятельность»

Игра представляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований [3]. Она всегда составляет неотъемлемую часть жизни человека, сопровождая его от рождения до тризны. Слова «игра» и «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны. Для сравнения: «играть в футбол», «играть в прятки», «играть с огнём», «играть с малышом». Сло¬варь русского языка это слово определяет как «деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определённых правил, приёмов и служащее для выполнения досуга, для развлечения». Замечено, что дети в разных угол¬ках планеты играют в похожие по своей сути игры.
Игра человека есть подлинно культурная ценность, способствующая укре¬плению контактов между людьми на социальном уровне, и тем самым участ¬вующая в процессе социализации личности наиболее приятным для него спо¬собом [18].
Среди всех исследований по вопросам игры особое место принадлежит ис¬пользованию игры в воспитательном процессе. Сложность понимания воспитывающего значения игры кроется в особой природе игровой деятельности: в её многочисленных определениях неизменно подчёркивается самоценность и самопроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентации на результат. Между тем, воспитание - целенаправленная деятельность, ко¬торую организует педагог [20]. Поэтому использование игровых моделей в организации деятельности является сложной педагогической задачей. Именно по¬этому вопрос о педагогическом управлении игровой деятельностью является достаточно значимым. На помощь в этом вопросе приходят различные клас¬сификации игр, позволяющие выбрать из широкого спектра именно ту, кото¬рая поможет приблизиться к решению поставленной педагогической задачи.
Что же такое игра с психологической точки зрения? «Игра - один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними... одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания» [26]. Игры детей есть та самая естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывает¬ся широкий простор для проявления творчества, личной активности. Дея¬тельность, досуг, развлечение, развитие, становление, формирование, отдых, познание - все эти игра.
Итак, велик воспитательный потенциал игры, и в умелых руках педагога безграничны её возможности. С её помощью можно:
- создать эмоциональную основу жизнедеятельности детского коллек¬тива, установить взаимные контакты, общение, закрепить нормы пове¬дения;
- осуществить своеобразную психотерапевтическую коррекцию лично¬сти, её самоутверждение и дальнейшее самосовершенствование;
- снять физическую усталость с мышц, переключить с одного вида дея¬тельности на другой;
- организовать разумный досуг;
- развить творческую самостоятельность и инициативу, закрепить уме¬ние быстро ориентироваться в окружающей действительности [22; 26].
Игра - это, прежде всего вид деятельности в условиях ситуаций, направлен¬ных на воссоздание общественного опыта, в которой складываются и совер¬шенствуются самоуправление своим поведением. Такое понимание игры по¬зволяет выделить основные её функции:
- развлекательная (развлечение, удовольствие, воодушевление, интерес);
- коммуникативная (освоение навыков взаимодействие);
- игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникаю¬щих в других видах жизнедеятельности);
- диагностическая (выявление индивидуально-личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры);
- коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личност¬ных показателей);
- межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);
- социализации (включение в систему общественных и межличностных отношений, усвоений норм человеческого общения) [27; 28].
С.А. Шмаков выделяет четыре главные черты игры:
1. Процедурное удовольствие - свободная развивающая деятельность, пред¬принимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого про¬цесса деятельности, а не только от результата.
2. Эмоциональное напряжение - эмоциональная приподнятость деятельно¬сти, соперничество, состязательность, конкуренция.
3. Правила игры - наличие прямых или косвенных правил, отражающих со¬держание игры, логическую и временную последовательность её развития.
4. «Поле творчества» - творческий, в значительной степени импровизацион¬ный характер деятельности [34].
Любая игра, если она грамотно организована, являясь развлечением, отды¬хом, способна перерасти в обучение, творчество, терапию, в модель типа че¬ловеческих отношений и проявлений в труде. Структура игры:
1. Игра как деятельность включает в себя:
- целеполагание;
- реализацию цели;
- анализ результатов, в котором личность полностью реализует се¬бя как субъект.
2. Игра как процесс включает в себя:
- роли, взятые на себя игроками;
- игровые действия как средства реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов (замещение реальных вещей игровыми, условными);
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
3. Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, раздела учебного материала;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока или его части;
- как технологии внеклассной работы [17].
Игра включает в себя игровое состояние (мотив), игровые позиции, игровые ситуации, неопределённость развития и результата, игровые роли и дей¬ствия, результат игры. Игра - путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, своих пределов. Ведь для детей не всегда важен результат иг¬ры, победа, успех. Им нравится сам процесс, те роли, те отношения, которые меняют статус ребёнка в коллективе.
Чтобы игра стала подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике вос¬питания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь будет интересней и содержательней, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополняя свой игровой багаж. Существуют тысячи разнообраз¬ных, интересных и полезных игр. Каждый отдельный вид игры имеет много¬численные варианты. Дети очень изобретательны, они постоянно усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые детали и правила.
Классификацию игр можно представить следующим образом:
1. По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.
2. По характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, познавательные; воспитательные, развивающие; ре¬продуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагно¬стические, профориентационные.
3. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, ими¬тационные, драматизации.
4. По предметной области: математические, физические, химические, биологические; музыкальные, литературные, театральные; трудовые, технические, народные; обществоведческие, управленческие, эконо¬мические, коммерческие.
5. По игровой среде: без предметов, с предметами; настольные, комнатные, уличные, на местности; компьютерные, телевизионные, ТСО; технические, со средствами передвижения [14; 15; 32].
Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое яв¬ление культуры, испытывают серьёзное влияние динамики исторического процесса любой новой информации, идеологии разных социальных групп. Большинству игр присущи четыре главные черты:
1. Свободная развивающая деятельность, предпринимая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса дея¬тельности, а не от его результата.
2. Творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности.
3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракцион.
4. Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития [1].
Есть вариант деления всех игр на три большие группы:
1. Игры с готовыми «жёсткими» правилами.
2. Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.
3. Игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу [10].
Содержание - определяющая сторона игры как таковой, оно представляет единство всех составных элементов: её свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, её смысла как социального явления. Содержание - это то, что содержит в себе игра. Оно включает в себя фабулу, тему, интригу, задачи игры. Содержание - это основная направленность игры. По содержанию иг¬ры различают следующим образом: спортивные, подвижные, интеллектуаль¬ные, строительные и технические, музыкальные, шуточные, ритуально-обрядовые и т.д.
По содержанию «вольные» игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые, этнографические. Содержание даёт основание подразделять игры на само¬бытные и комплексные, объединяющие в себе органично игры разного вида.
Можно выделить в самостоятельные типовые группы, следующие игры [31]:
- собственно детские игры всех видов;
- игры-празднества, игровые праздники;
- игровой фольклор;
- театральные игровые действа;
- игровые тренинги и упражнения.

1.2. Игровая культура как объект педагогической технологии

Исходя из того, что в современной науке нет целостной теории игры, а су¬ществует ряд её основных концепций, понимание постоянных величин игрового времени и игрового пространства возможно при выделении из ряда ос¬новных игровых концепций качественных характеристик игрового поведе¬ния человека.
Условность игры. Специфика игры, её главное свойство - амбивалентность играющего, т.е. игра, предполагает одновременно реализацию двух планов поведения: реального и условного. Такой подход получил широкое развитие в теории игры Ю.М. Лотмана [21], В.И. Устиненко [32], Д.Б. Эльконина [35] и др. Соглас¬но теории В.И. Устиненко, «игра - это произвольная деятельность, отражающая в условно-обощённой форме отношения человека к миру, к людям, к самому себе... Это один из способов освоения мира и самоутверждения че¬ловека, состоящий в произвольном конструировании действительности в ус¬ловном плане» [32]. Условный план игрового действия создаёт особый тип от¬ношений между играющими, отношений творчества: особое пространствен¬но-образное видение, символический смысл действий, перенос значений с одного предмета на другой.
Условность игровой ситуации реализует идею игрового поведения, а имен¬но: открывает возможность «пробовать», «переживать» уже или ещё не использованные желания ребёнка в реальности.
Раскрывая психологические тайны мира детства, В.В. Зеньковский [11] обратил внимание на связь явлений игры с работой воображения, настаивая при этом, что сам «объект игры всегда создан работой воображения». Именно преоб¬ражение реального предмета в процессе игры увлекает и захватывает детскую душу. При этом для того, чтобы сила детской фантазии, работа воображения могли иметь место, достаточно самой ничтожной точки опоры в реальности: манящего желания, мечты. В этом случае ребёнок с помощью фантазии дополняет и преображает реальность так, что объект игры всегда представляет сочетание реального и условного. Способность преображать объект игры даёт ребёнку в высшей степени важное чувство власти над предметом игры, развивает желание пробовать в игре и через игру свои силы, развивает вкус к свободной и творческой активности. Именно благодаря это¬му «игры оформляют перед душой ребёнка новую и манящую к себе пер¬спективу творчества, создают новые стимулы к активности, обуславливают приток энергии и благодаря этому являются очень существенным фактором развития».
Учитывая всё сказанное, можно сделать вывод, что условная ситуация игрового времени и игрового пространства, связанная с работой воображения ребёнка есть ни что иное, как форма «эмоционального мышления», когда эмоциональный внутренний опыт ребёнка находит своё выражение в создаваемых образах игры.
Игровая роль. Социально-педагогическая теория игры, разработанная в ис¬следованиях Л.В. Выготского [7], С.Л. Рубинштейна [29], Д.Б. Эльконина [35], рассматривает игровое поведение как форму социально-ролевой деятель¬ности, выделяя тем самым специфическую особенность игры - наличие роли. Игровая роль по отношению к «человеку играющему» обладает потенциалом двух возможностей: возможностью проявления своей индивидуальности и возможностью социализирующей. На примере ролевого поведения ребёнка в игре С.Л. Рубинштейн подчёркивает, что «ребёнок, играя ту или иную роль, не просто фиктивно переносится в чужую личность: принимая на себя и вхо¬дя в неё, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребёнка к его роли основывается значение иг¬ры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой лично¬сти ребёнка в целом» [29]. Именно через отношения ребёнка к игровой роли и реализуется возможность проявления своей индивидуальности, «что находит своё выражение в «личностной окраске» исполняемой роли» [4]. Игра с её воз¬можностью условного вхождения в роль, недоступную для ребёнка в реаль¬ной деятельности, даёт ему возможность говорить с собой на разных языках, по-разному кодируя своё собственное «Я».
Личностная интерпретация игровой роли является организационным нача¬лом такого уровня деятельности «человека играющего», как игровая импро¬визация, отражая сугубо личностный смысл участника игры. Каждый участ¬ник игры получает объективную возможность экспериментировать, исследо¬вать альтернативные варианты своего поведения. Исходя, из этого положе¬ния мы считаем, что уровень игровой импровизации обладает свойствами индикатора игровой культуры личности школьника, его ценностных ориен¬тиров.
Таким образом, к категории наиболее постоянных величин в игровом вре¬мени и в игровом пространстве относится понятие «игровая роль», через ко¬торую дети обеспечивают динамику игры.


 Скачать полную версию - organizacija-dosuga-shkolnika.rar [38.13 Kb] (cкачиваний: 107) 



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 
.: Навигация СПбТЭИ

Рефераты
Статьи
Курсовые работы
Дипломные работы
Факультеты института
Студенческое научное общество
Основные контактные адреса и телефоны института
Каталог
История института
Фотографии из жизни института

.: Факультеты
  • Экономика товарного обращения
  • Основы товароведения и экспертизы товаров
  • Бухгалтерский учет в торговле
  • Торгово-технологические процессы на предприятиях торговли
  • Экономика, анализ и планирование деятельности предприятий торговли и общественного питания
  • Менеджмент
  • Ценообразование
  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия торговли
  • Налоги и налоговое законодательство
  • Персональная информатика в маркетинге и менеджменте
  • Технология приготовления продуктов общественного питания
  • Деньги, кредит, банки
  • Стратегическое планирование
  • Финансы и кредит
  • Деловое общение
  • Мировая экономика
    .: Голосование

    Очень высокий
    Высокий
    Средний
    Ниже среднего
    Не могу оценить



    .: Самое популяное
    » Курсовая работа. Имидж Организации
    » Курсовая работа на тему "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ"
    » Курсовая работа "Финансовый леверидж и его роль в управлении предприятием"
    » Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках
    » Денежно-кредитная политика государства
    » Возникновение и Развитие Прямых Налогов
    » Курсовик - Целевые бюджетные и внебюджетные фонды в системе государственных финансов.
    » Курсовая работа. Анализ Рисков Корпоративных Инвестиционных Проектов
    » Пути Снижения Затрат на Производство Продукции
    » Реферат на тему "Компьютерные вирусы"
    » Источники Финансирования Инвестиционной Деятельности
    » Учение В.И.Вернадского о биосфере
    » Реферат - Классификация компьютерных сетей
    » Инфляция- экономические и социальные последствия инфляции
    » Налоговое Планирование в Организации
    » Кадровые стратегии
    » Монетарная политика государства
    » Издержки Производства и Себестоимость Продукции
    » Макс Вебер вклад в современную науку
    » Курсовая работа на тему "АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФИРМЫ"
    » Экологическая культура
    » Предмет и методы микроэкономики
    » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    » Затраты и результаты деятельности предприятия
    » Сущность Российского парламентаризма

    .: Реклама


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Ноябрь 2009 (1)
    Август 2009 (28)
    Июль 2009 (38)
    Июнь 2009 (40)
    Май 2009 (47)
    Апрель 2009 (41)
    Март 2009 (41)
    Февраль 2009 (46)
    Январь 2009 (45)
    Декабрь 2008 (38)
    Ноябрь 2008 (39)
    Октябрь 2008 (38)
    Сентябрь 2008 (39)
    Август 2008 (40)
    Июль 2008 (37)
    Июнь 2008 (37)
    Май 2008 (41)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (42)
    Февраль 2008 (44)
    Январь 2008 (38)
    Декабрь 2007 (35)
    Ноябрь 2007 (35)
    Октябрь 2007 (39)
    Сентябрь 2007 (38)
    Август 2007 (37)
    Июль 2007 (33)
    Июнь 2007 (39)
    Май 2007 (54)
    Апрель 2007 (43)
    Март 2007 (40)
    Февраль 2007 (49)
    Январь 2007 (43)
    Декабрь 2006 (38)
    Ноябрь 2006 (37)
    Октябрь 2006 (42)
    Сентябрь 2006 (36)
    Август 2006 (40)
    Июль 2006 (38)
    Июнь 2006 (39)
    Май 2006 (30)
    Апрель 2006 (28)
    Март 2006 (30)
    Февраль 2006 (31)
    Январь 2006 (29)
    Декабрь 2005 (39)
    Ноябрь 2005 (30)
    Октябрь 2005 (37)
    Сентябрь 2005 (37)
    Август 2005 (39)
    Июль 2005 (31)
    Июнь 2005 (29)

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     


  • Неофициальный сайт СПб ТЭИ - "Санкт-Петербургский торговоэкономический институт"
    Связь с администрацией | Статистика | Карта сайта
    Все права защищены 2007-2014 ©