Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Теория власти и властных отношения.


Поиск по сайту:

Теория власти и властных отношения.
Раздел: Курсовые работы | 17 августа 2008 | Автор:быздря | просмотров: 10849 | печать
 (голосов: 0)


.: Интересное
  • Власть как политическое явление.
  • Политика.
  • Происхождение политики.
  • Современная прикладная и сравнительная политология.
  • Сравнительная политология.

  • Оглавление

    1. Понятие и структура власти. Характерные признаки
    политической власти……………………………………………………….3
    2. Субъект и объект властных отношений…………………………………..6
    3. Функции политической власти и ее основные формы…………………..7
    4. Особенности региональной политической власти…………………… 10
    Список литературы………………………………………………………….13

    Введение

    Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Она служит основой политики и способна оказывать, хоть и опосредованное, но ощутимое влияние на различные сферы жизни общества (духовную, социальную, экономическую, и др.).
    Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся кому-либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Во всяком случае, власть практически никого не оставляла равнодушным к себе.
    Следует отметить, что помимо и в отличие от «чистого» насилия (физического и психического), феномен власти способен оказывать более универсальное воздействие на человеческие тело, душу и ум, пронизывать их, подчинять закону своей воли. Такая власть по существу своему подобна авторитету. Существенной частью её является уважение; этическую ценность она представляет тогда и только тогда, когда так направляет уважающего её, что тот оказывается в состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей, не подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти.
    Сама по себе, «власть» нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть политической истории человечества.
    Среди крупнейших теоретиков, имеющих исследования по проблеме власти, необходимо в первую очередь отметить Б. Рассела, который трактует власть как «создание намеченного эффекта», М. Вебера, согласно мнению которого «власть есть возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих в действии», Х. Арендт, которая полагала, что «власть означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми», П. Морриса, который определяет власть как «не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение [кого-то или чего-то]». Ф. Бурлацкий в философском словаре 1986г. придерживается мнения, что «власть есть, в общем смысле, способность и возможность осуществлять свою волю, оказывает определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия».
    Попробуем разобраться, что же такое «Власть как политический феномен», каков ее генезис, структура, функции и, что выделяет собственно политическую власть среди других видов власти.

    1. Понятие и структура власти. Характерные признаки
    политической власти

    Термин «политика» (от греч. «полис», т. е. город - государство, и прилагательного от него - «политикос», означающего все то, что связано с жизнью полиса) в научный оборот вошел еще 2,5 тыс. лет назад под влиянием трактата античного ученого Аристотеля «Ла Политика», в котором исследовались проблемы государства и государственного правления. И вплоть до середины XIX века этим термином, как и Аристотель, определяли все то, что относит¬ся к государству: его устройству и предназначению, формам го¬сударственной власти, методам ее осуществления, государствен¬ным институтам, правящей элите.
    Доминирующим в данном случае было представление о политике как явлении, связанном в основ¬ном с достижением и использованием государственной власти. Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли, живший в конце XV - начале XVI вв., определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее». Через 400 лет другой корифей политической мысли - немецкий ученый Макс Вебер толковал политику почти в том же ключе: как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти» [3].
    Однако возросшая за последние десятилетия обществен¬ная роль политики, усложнение выполняемых ею функций, уве¬личение числа ее участников, усиление влияния на различные общественные сферы, а также стимулированное всеми этими факторами значительное приращение политического знания заставляют трактовать политику более широко, нежели борьбу за власть и реализацию власти.
    В современной науке политика преимущественно рассмат¬ривается в единстве двух взаимосвязанных аспектов:
    а) как одна из общественных сфер;
    б) как разновидность общественной деятельности.
    Характер решения политических проблем, как и направлен¬ность политики в целом, в решающей мере зависит от типа поли¬тической системы страны [6].
    В политической науке государство рассматривается в двух его значениях - узком и широком.
    В широком смысле этот термин используется в качестве синонима понятий «страна», «держава», «государственное образо¬вание» и означает организованную общность людей, прожи¬вающую на определенной территории, объединенную на основе единой правовой системы и управляемую органами высшей политической власти.
    Государство в его широком понимании имеет свои держав¬ные символы: флаг, герб, гимн и характеризуется рядом призна¬ков, основными из которых с позиций политической науки явля¬ются:
    - наличие территории, на которую распространяются за¬коны данного государства;
    - наличие населения, охваченного влиянием государства и соблюдающего его законы;
    - наличие законодательства, правовых норм, действующих в пределах государства и обязательных для всех его субъектов;
    - наличие особой системы организаций и учреждений, при¬званных осуществлять управление общественными процессами на территории страны;
    - наличие суверенитета, т. е. независимости страны в ее внутренних делах и международных отношениях [1].
    Отсутствие в силу каких-либо причин хотя бы одного из пере¬численных выше признаков не позволяет считать то или иное территориально-административное или национально-администра¬тивное объединение государством в широком смысле этого по¬нятия.
    В узком смысле под термином «государство» подразумева¬ется комплекс организаций и учреждений, обладающих вер¬ховной властью на территории страны и призванных разра¬батывать и осуществлять ее внутреннюю и внешнюю политику.
    Главенствующая роль государства в жизни общества, выде¬ляющая его из числа других субъектов политики, объясняется ря¬дом следующих существенных факторов:
    а) в отличие от всех других политических институтов, государ¬ство охватывает своим влиянием всех людей, находящихся на территории страны, включая подданных других государств;
    б) принимаемые им решения обязательны для всех индиви¬дуальных и коллективных субъектов и объектов общественной жизни;
    в) государство обладает монопольным правом на прове¬дение внутренней и внешней политики, издание законов и других нормативных актов;
    г) лишь государство на законных основаниях может исполь¬зовать методы принуждения и насилия по отношению к своим гражданам [4].
    Власть - категория не только политическая. Это одна из фундаментальных основ человеческого бытия. Она есть везде, где существуют устойчивые объединения людей: в семье, в трудовых и иных коллективах, в странах и мировом сообществе (власть ООН и ее институтов). Если не принимать во внимание метафоры типа «власть тьмы», «власть над собой», «власть привычки», то это социальное явление можно определить как способность и воз¬можность одного человека или группы влиять на деятельность, поведение других людей.
    Политическая власть подразделяется на государственную и общественно-политическую.
    Общественно-политическая власть, в свою очередь, высту¬пает в двух формах. В одном случае она формируется и осуще¬ствляется партийными структурами, иными общественными орга¬низациями и реализуется внутри этих институтов, в другом - предстает в виде выборных органов местного самоуправления, которые либо самостоятельно, либо, разделяя управленческую фун¬кцию с государством, осуществляют власть на уровне отдельных территорий.
    Государственная власть официально представлена соответ¬ствующими политическими институтами (глава государства, пар¬ламент, правительство,
    судебные органы), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура, тюремная система), она распрост¬раняется на все общество и страну в целом.



    2. Субъект и объект властных отношений

    Власть есть способность и возмож¬ность одного субъекта политики - государства и его институтов, политических лидеров и политической элиты, общественно-поли¬тических организаций навязывать свою волю другим ее субъек¬там.
    Различают три типа субъектов политики:
    1) индивидуальный;
    2) со¬циальный;
    3) институциональный.
    В качестве индивидуальных субъектов, как правило, высту¬пают политические лидеры - государственные деятели, руково¬дители общественно-политических организаций и движений, т. е. те лица, которые имеют реальную возможность влиять на приня¬тие политических решений и их реализацию.
    К категории социальных субъектов политики относятся на¬ции, классы, другие большие и малые социальные группы и слои населения.
    Третью группу субъектов политики - институциональную - составляют политические институты.
    Наличие субъектов политики естественным образом пред¬полагает и наличие ее объектов. Объектами политики могут быть либо общество в целом, либо его подсистемы и их составляющие - индивиды, этносы, классы и другие социальные группы, отдель¬ные отрасли экономики и социальной сферы, идеология, право, культура, а также государства и их учреждения.


    3. Функции политической власти и ее основные формы

    Как институт, выступающий в качестве главенствующего субъекта политики, государство выполняет только ему свойствен¬ные функции.
    Важнейшей среди них является политическая функция. Осу¬ществляя ее, государственные органы призваны определять ха¬рактер решения общественных проблем; разрабатывать и реали¬зовывать политический курс страны; активно влиять на все сферы ее общественной системы с целью их успешного функциониро¬вания и развития. Конечной задачей при этом в идеале является достижение общего блага, установление общественного порядка, стабилизация отношений между классами, группами, институтами, регионами и странами. Государство перестает быть таковым как только теряет способность выполнять свою политическую функ¬цию - именно это и произошло в СССР в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. [6].
    Политическая функция государства реализуется посредством выполнения им ряда локальных функций, связанных с решением каждодневных задач социального, экономического и иного ха¬рактера. Подобные функции делятся на внутренние и внешние.
    Внешние функции связаны с защитой суверенитета стра¬ны, ее населения и территориальной целостности (оборонная функция); поддержанием и развитием межгосударственных отно¬шений (дипломатическая); осуществлением внешней торговли и иных экономических связей (экономическая); координацией дей¬ствий с другими государствами по проблемам поддержания ми¬рового порядка (миротворческая); участием в решении глобаль¬ных проблем (социально-экологическая).
    Внутренние функции государства делятся на правовую, орга¬низационно-контрольную, экономическую, социальную, образова¬тельную, культурно-воспитательную и спортивно-оздоровительную.
    Правовая функция заключается в разработке и реализации юридических норм, регулирующих отношения государства и об¬щества, поведение граждан, принципы функционирования полити¬ческих и иных институтов и т. д.
    Организационно-контрольная функция состоит в исполь¬зовании рычагов власти для реализации выработанной политики, а также осуществления контроля за исполнением законов и дру¬гих нормативных актов.
    Экономическая функция проявляется в регулировании, ко¬ординации и стимулировании финансово-хозяйственной деятель¬ности отраслей экономической сферы.
    Социальная функция заключается в регулировании отноше¬ний между отдельными социальными группами, а также в разви¬тии социально-бытовой сферы, защите интересов малоимущих, нетрудоспособных и аналогичных им слоев населения.
    Научно-образовательная функция предполагает осуществ¬ление государственной политики по развитию системы общего и профессионального образования, стимулированию научных раз¬работок и повышению их эффективности.
    Культурно-воспитательная и спортивно-оздоровитель¬ная функции направлены на создание условий для духовного и физического развития личности.
    Свои многочисленные и сложные общественные функции государство способно выполнять в силу того, что оно обладает реальной властью [5].
    Полити¬ка выступает в двух формах – теоретической и практической.
    Функция теоретической политики заключается в опреде¬лении и идеологическом обосновании целей, которые ставят перед собой те или иные политические силы, а также в разра¬ботке стратегии и тактики их достижения.
    Функция практической политики проявляется в деятельно¬сти политических институтов по осуществлению выработан¬ного курса и достижению поставленных целей. Практичес¬кая политика выступает в форме общественно значимых событий: организации выборов, референдумов, опросов населения; в со¬здании органов государственной и межгосударственной власти, общественно-политических объединений; принятии и публикации законов, распоряжений, постановлений; проведении митингов, сес¬сий, съездов, конференций, международных акций; назначении го¬сударственных и других политических деятелей и т. д.
    Выполняя только ей свойственную функцию – руководства и управления обществом, политика реа¬лизуется в двух сферах - внутригосударственной (внутренняя по¬литика) и межгосударственной (внешняя политика).
    Внутренняя политика выступает в форме конкретных дей¬ствий государства, партий, других институтов политической систе¬мы. Внешняя политика проявляется в форме деятельности су¬веренных государств и международных организаций. Ее цель и функция - регулирование политических, экономических, правовых, культурных, научно-технических, торговых, военных и иных взаи¬моотношений между отдельными странами, общественно-поли¬тическими объединениями и международными учреждениями.
    В сфере политических отношений политика выполняет функцию регулирования тех проблем, которые касаются государ¬ственной власти. Функция политики в экономической сфере (экономическая политика) заключается в решении политическими средствами проблем производства и обмена [4; 6].
    Социальная политика реализуется в двух направлениях. Во-первых, она проявляет себя в регулировании отношений между социальными группами, нациями, конфессиями по поводу их мес¬та в обществе (социального статуса). Другим аспектом социальной политики является деятельность, направленная на обеспечение достаточ¬ного уровня жизни населения, прежде всего - наиболее уязвимых групп: детей, престарелых, нетрудоспособных, женщин.
    В последние десятилетия, особенно начиная с 80-х гг. XX в., одним из главных направлений политической деятельности стала экологическая политика. В различных регионах и странах она развивается очень неравномерно, но в целом уже оказывает воз¬действие на отношения общества с природой.
    Первичность экономики в отношениях с политикой очевид¬на. Ведь не политический, а прежде всего экономический фактор (изменения в уровне развития производительных сил) лежит в основе прогресса человечества.
    Тесные контакты связывают политику и со сферой права - основной нормативной системой, регулирующей действия и по¬ведение людей, общественные, в том числе политические отно¬шения.


     Скачать полную версию - teorija-vlasti-i-vlastnykh-otnoshenija.zip [24.85 Kb] (cкачиваний: 62) 



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
     
    .: Навигация СПбТЭИ

    Рефераты
    Статьи
    Курсовые работы
    Дипломные работы
    Факультеты института
    Студенческое научное общество
    Основные контактные адреса и телефоны института
    Каталог
    История института
    Фотографии из жизни института

    .: Факультеты
  • Экономика товарного обращения
  • Основы товароведения и экспертизы товаров
  • Бухгалтерский учет в торговле
  • Торгово-технологические процессы на предприятиях торговли
  • Экономика, анализ и планирование деятельности предприятий торговли и общественного питания
  • Менеджмент
  • Ценообразование
  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия торговли
  • Налоги и налоговое законодательство
  • Персональная информатика в маркетинге и менеджменте
  • Технология приготовления продуктов общественного питания
  • Деньги, кредит, банки
  • Стратегическое планирование
  • Финансы и кредит
  • Деловое общение
  • Мировая экономика
    .: Голосование

    Очень высокий
    Высокий
    Средний
    Ниже среднего
    Не могу оценить



    .: Самое популяное
    » Курсовая работа. Имидж Организации
    » Курсовая работа на тему "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ"
    » Курсовая работа "Финансовый леверидж и его роль в управлении предприятием"
    » Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках
    » Денежно-кредитная политика государства
    » Возникновение и Развитие Прямых Налогов
    » Курсовик - Целевые бюджетные и внебюджетные фонды в системе государственных финансов.
    » Курсовая работа. Анализ Рисков Корпоративных Инвестиционных Проектов
    » Пути Снижения Затрат на Производство Продукции
    » Реферат на тему "Компьютерные вирусы"
    » Источники Финансирования Инвестиционной Деятельности
    » Учение В.И.Вернадского о биосфере
    » Реферат - Классификация компьютерных сетей
    » Инфляция- экономические и социальные последствия инфляции
    » Налоговое Планирование в Организации
    » Кадровые стратегии
    » Монетарная политика государства
    » Издержки Производства и Себестоимость Продукции
    » Макс Вебер вклад в современную науку
    » Курсовая работа на тему "АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФИРМЫ"
    » Экологическая культура
    » Предмет и методы микроэкономики
    » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    » Затраты и результаты деятельности предприятия
    » Сущность Российского парламентаризма

    .: Реклама


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Ноябрь 2009 (1)
    Август 2009 (28)
    Июль 2009 (38)
    Июнь 2009 (40)
    Май 2009 (47)
    Апрель 2009 (41)
    Март 2009 (41)
    Февраль 2009 (46)
    Январь 2009 (45)
    Декабрь 2008 (38)
    Ноябрь 2008 (39)
    Октябрь 2008 (38)
    Сентябрь 2008 (39)
    Август 2008 (40)
    Июль 2008 (37)
    Июнь 2008 (37)
    Май 2008 (41)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (42)
    Февраль 2008 (44)
    Январь 2008 (38)
    Декабрь 2007 (35)
    Ноябрь 2007 (35)
    Октябрь 2007 (39)
    Сентябрь 2007 (38)
    Август 2007 (37)
    Июль 2007 (33)
    Июнь 2007 (39)
    Май 2007 (54)
    Апрель 2007 (43)
    Март 2007 (40)
    Февраль 2007 (49)
    Январь 2007 (43)
    Декабрь 2006 (38)
    Ноябрь 2006 (37)
    Октябрь 2006 (42)
    Сентябрь 2006 (36)
    Август 2006 (40)
    Июль 2006 (38)
    Июнь 2006 (39)
    Май 2006 (30)
    Апрель 2006 (28)
    Март 2006 (30)
    Февраль 2006 (31)
    Январь 2006 (29)
    Декабрь 2005 (39)
    Ноябрь 2005 (30)
    Октябрь 2005 (37)
    Сентябрь 2005 (37)
    Август 2005 (39)
    Июль 2005 (31)
    Июнь 2005 (29)

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     


  • Неофициальный сайт СПб ТЭИ - "Санкт-Петербургский торговоэкономический институт"
    Связь с администрацией | Статистика | Карта сайта
    Все права защищены 2007-2014 ©