Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Разнообразие малых форм устного народного творчества.


Поиск по сайту:

Разнообразие малых форм устного народного творчества.
Раздел: Рефераты | 15 ноября 2007 | Автор:быздря | просмотров: 10358 | печать
 (голосов: 0)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Разнообразие малых форм устного народного творчества:
теоретический аспект………………………………………………..8
1.1. Сущность и основные черты поэзии пестования………………..8
1.2. Особенности бытового фольклора……………………………...12
1.3. Основная характеристика потешного фольклора, как одной
из форм устного народного творчества………………………...14
1.4. Особенности игрового фольклора и его применение в
работе с детьми дошкольного возраста…………………………18
Глава 2 Экспериментальное исследование знания детей среднего
дошкольного возраста малых форм устного народного
творчества…………………………………………………………..23
2.1. Констатирующий эксперимент………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………………………….32
Приложения………………………………………………………………….33

Введение

Жизнь детей тесней¬шим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими осо¬бенностями видение мира. Все многообразие мира дети дошкольного возраста воспринимают не так, как взрос¬лые. Взрослые мыслят, писал К.И. Чуковский, «словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых по¬рах связана только с конкретными образами». Особен¬ностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского устного народного творчества. Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержа¬ние и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. B детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.
Но у данной проблемы есть еще ряд аспектов, без учета которых невозможно изучение функциональности детского фольклора, его содержания, художественной спе¬цифики.
Во-первых, большинство ученых к детскому фольклору, относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназна¬ченную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия «детский фольклор».
Во-вторых то, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, далеко не всегда, является собственно детским творчеством. Велика роль заимствований из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства. Конечно, это - не механический процесс. Все заимствованное приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской эстетики и, тем не менее, не может быть без соответствующих огово¬рок названо собственно детским творчеством. Наконец, при видимом отличии детского фольклора от фольклора взрослых между ними нет четкой границы, и многие произведения в одинаковой степени могут быть отнесены и к тому и к другому. Например, ряд популяр¬ных хороводных песен («А мы просо сеяли», «Княгини, мы по вас пришли», «В хороводе были мы», «Стой, моя роща» и др.) без видимых изменений текстов и напевов зафиксирован как у взрослых, так и в детской среде. Многие сюжеты характерны и для детских сказок и для взрослых. Но в таком случае, как правило, существенно меняется художественный стиль.
В-третьих, весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С. Виноградов). Если даже ограничить зада¬чи только изучением художественной формы, следует пом¬нить, что в детском фольклоре четко прослеживается формообразующая роль внеэстетических, в первую очередь педагогических функций. Следовательно, изучение детско¬го фольклора вне связи с народной педагогикой непро¬дуктивно и неправомерно.
Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяю¬щую мир детей и мир взрослых, включающую целую сис¬тему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
К детскому фольклору как средству языковой харак¬теристики народа обращались В.И. Даль, Д.К. Зеленин, П. Тиханов, А. Молотилов и многие другие знатоки языка.
Многие исследователи обратились к фольклорному наследию народа. А. Глаголев, писавший о красоте и не¬винности обрядов, раскрывающих простоту и наивность русских людей, привлекает связанную с обрядом поклонения солнцу и культом деревьев детскую песенку. И.П. Сахаров стремился осветить все стороны нацио¬нальной жизни. Мимо его внимания не прошли ни дет¬ские игры, ни поэзия пестования. А. Терещенко ввел в науку значительный пласт детского творчества (Быт русского народа. СПб., 1848). В 1837 году в «Записках и замечаниях о Сибири» Е.А. Авдеева дала живые зарисовки детского быта, тек¬сты игровых приговоров и обрядовых рацеек. В 1844 году издан небольшой сборник детских народных сказок. Дет¬ские сказки в особую группу были выделены впервые. Впервые, хотя и не в полном объеме, был дан реперту¬ар одного сказочника. Тот факт, что пестуньи (няни) име¬ли особый репертуар сказок для детей, говорит о пони¬мании народом педагогической ценности сказок. Для ра¬бот Е.А. Авдеевой характерно было некоторое любова¬ние старым бытом, что и обусловило резкий отзыв о ее книгах В.Г. Белинского. Видимо, стремление избежать нареканий руководило ее пером, когда она, публикуя в «Отечественных записках» (1849, № 3) произведения по¬эзии пестования, писала, что в песнях матерей и нянюшек для детей «нет ничего остроумного или поэтическо¬го». Между тем в предложенных ею текстах много подлин¬ной народной поэзии, душевности, искренней веселости. Ошибочно и ее утверждение, что «теперь редко где в от¬даленных от столиц и больших городов местах можно ус¬лышать такие припевы».
В 30-е годы XIX века многие литераторы пони¬мали уже педагогическую ценность фольклора. Издатели одно из популярных сборников детских народных игр А. Б. и А. С. (1837) писали, что игры - «азбука всякого знания; они - первая ступень великой лестницы наук и образованности!».
В 60-е годы центральным вопросом в идейной борьбе стал «крестьянский вопрос». Это обострило интерес к на¬родности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание. Заметным явлением становится педагогическое движение. Издаются педагогические журналы («Воспитание», «Русский педагогический вестник», «Ясная Поляна», «Педагогический сборник», «Учитель», «Журнал Министерства народного просвеще¬ния»), открываются учебные заведения, педагогические курсы.
В 70-80-е годы усилилась политическая реакция. Од¬нако отнять завоевания 60-х годов было уже невозможно. Борьба против самодержавия не прекращалась. Боль¬шое внимание уделяется детскому фольклору в работах В.Ф. Кудрявцева, Д.Н. Садовникова, И. Голышева, по¬являются публикации Ф.Д. Нефедова, В. Секретова, Ек. Добрынкиной, П.П. Чубинского, Я.Ф. Головацкого и многие другие.
Интерес к детскому фольклору вырос настолько, что многие газеты отводили целые полосы для публикации произведений детской народной поэзии. По научному уровню выделяются работы В.Ф. Куд¬рявцева, К. Рябинского и П.С. Ефименко, А.Ф. Можаровского и особо Е.А. Покровского.
Если собирательская работа велась довольно интенсив¬но, то теоретическое осмысление детского фольклора на¬чалось значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем объеме. В.А. Попов рассматривал счи¬талки («жребий детских игр», в терминологии автора) как произведения, сохранившие следы мифологического мыш¬ления наших предков, их верований и суеверий. Н. И. Кос¬томаров в фольклорных образах видел отражение нацио¬нального уклада жизни, систему народного мышления. А.Ф. Можаровский рассматривал детское народное творчество в связи с детским бытом, со всем укладом крестьянской жизни.
Наиболее весомым вкладом в науку были труды Е.А. Покровского, который рассматривал детские игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания.
К.И. Чуковский собрал богатейший материал для изу¬чения детского словотворчества и поэтического творчест¬ва детей. Он разработал теорию жанра перевертышей, показал, когда, как и при каких условиях дети овладевают народными поэтически¬ми богатствами.
Трудно переоценить роль О.И. Капицы в организации собирания, издания произведений детского фольклора и его популяризации. Ее многолетние поиски венчает труд «Детский фольклор» (1928). Более пятидесяти лет эта книга была единственной в русской фольклористике обобщающей работой по детско¬му фольклору.
Начиная с 60-70-х гг. ХХ века шло довольно интенсивное освоение детского фольклора. Появляются публикации, статьи, диссертации, моногра¬фии, рецензии, сборники, разделы (главы) в учебных по¬собиях по устному народному творчеству и детской лите¬ратуре.
На современном этапе довольно редко можно встретить публикации, рассказывающие о малых формах устного народного творчества, а, в особенности, об их использовании в работе воспитателя с детьми среднего дошкольного. В этой связи рассматриваемая тема является очень актуальной.
Исходя из данной темы, объектом исследования будут малые формы устного народного творчества.
Предметом исследования являются особенности использования малых форм устного народного творчества в работе воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение особенностей использования малых форм устного народного творчества в работе воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста.
В исследовании мы выдвигаем такое предположение, что эффективность работы воспитателя по привитию детям знаний малых форм устного народного творчества находит отражения в умении детьми применять эти формы в повседневной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме разнообразия малых форм устного народного творчества.
2. Выявить актуальный уровень знания детей среднего дошкольного возраста малых форм устного народного творчества.
Методы исследования:
1. Теоретические – библиографическое описание, выписки, конспектирование.
2. Эмпирические – эксперимент, математическая обработка данных.
База исследования – г.Кемерово ДОУ №203 подготовительная группа, 20 человек.

Глава 1 Разнообразие малых форм устного народного творчества: теоретический аспект

1.1. Сущность и основные черты поэзии пестования

Поэзия пестования - удивительно тонкий и гибкий ин¬струмент народной педагогики [8]. Понятие «народная педа¬гогика» значительно шире понятия «материнская поэзия», оно включает всю совокупность средств и методов воспи¬тания и обучения подрастающего поколения, закреплен¬ных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа. Педагогика как академическая наука существу¬ет несколько столетий. Но уже десятки тысячелетий на¬зад человечество вынуждено было передавать и пере¬давало накопленные знания и умения приходящим на смену поколениям, обеспечивая прогресс общественной мысли.
Пословицы, песни, обряды, сказки, давая людям эсте¬тическое наслаждение, несли одновременно и определен¬ный объем жизненно необходимой информации. Народные воззрения на воспитание нашли свое выражение в сотнях пословиц и поговорок («Люби дитю, но не оказывай», «Учи ребенка, пока поперек лавки лежит, а коли вдоль ляжет - поздно», «Яблоко далеко от яблони не падает» и мн. др.). В сказ¬ках показана роль смеха в жизни людей, сила любви, классовость морали (многочисленные сказки о попах и работниках, барах и мужиках и т. п.).
Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания богатейшей поэзии пестования, имеющей жанры поэзии, особые для каждого периода жизни ребенка. В произве¬дениях материнской поэзии закреплены многообразные приемы воспитания.
«У народа, - пишет В.А. Василенко, - были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспита¬ние и обучение появляющихся новых поколений, извест¬ные цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения и т.д. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что сле¬дует называть народной педагогикой» [1].
Вызванные к жизни «едва ли не исключительно педа¬гогическими надобностями», а может быть именно поэто¬му, произведения материнской поэзии часто являются вы¬соко художественными поэтическими творениями. На про¬тяжении многих веков они не только учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно, но и доставляют ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение детям. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за поведени¬ем ребенка в интимной обстановке пестования. Понять художественное значение поэзии пестования по ее печатным образцам, представляющим не более чем приблизитель¬ную словесную схему этих произведений, сложно.
Обычные методы филологического анализа неприемле¬мы. В этих произведениях как бы перекрещиваются, сплавляются интересы и устремления фольклористики, эт¬нографии, педагогики и психологии детства. Поэзия пестования очень многообразна и по поэтике, и по характеру исполнения, и по своему бытовому назначению. Но толь¬ко колыбельные песни имеют общепризнанную жанровую определенность и сравнительно четкие жанровые грани¬цы. В отношении остальных видов поэзии пестования нет единого мнения. Г.С. Виноградов объединил под терми¬ном «потешки» и поэзию пестования в первые дни, меся¬цы жизни ребенка, и довольно сложные песни-забавы («Ладушки», «Сорока-белобока»), не давая четкого оп¬ределения песенкам и прибауткам; О.И. Капица выде¬ляла пестушки и потешки, но однородные по поэтике и назначению произведения относила к разным видам поэ¬зии; она же названием «песенки и прибаутки» указала на существование различных жанров, а при анализе не ви¬дела разницы между прибауткой и песенкой; В.П. Аникин объединил их термином «прибаутки». Существует много других названий, и даже опытные фольклористы, обра¬тившиеся к детскому фольклору, «говорят на разных языках» [9].
Рассматривая жанр как функцию, выраженную в ху¬дожественной структуре, представляется целесообразным выделить по совокупности признаков следующие жанры поэзии пестования: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.
Коротко охарактеризуем каждый из этих жанров поэзии пестования:
1. Колыбельные песни.
Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные – идет от основы колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). Отсюда же – колыбель, коляска. В народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять) [7]. Собиранием и изучением колыбельных песен занимались десятки фольклористов, этнографов, врачей, педагогов начиная с первой половины XIX века. Наиболее существенный вклад в изучение жанра внесли А. Ветухов, Г. Добряков, Г.С. Виноградов, О.И. Капица, М.В. Красноженова, Г.А. Бартышев, А.Н. Мартынова.


 Скачать полную версию - raznoobrazie-malykh-form-ustnogo.zip [56.52 Kb] (cкачиваний: 46) 



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 
.: Навигация СПбТЭИ

Рефераты
Статьи
Курсовые работы
Дипломные работы
Факультеты института
Студенческое научное общество
Основные контактные адреса и телефоны института
Каталог
История института
Фотографии из жизни института

.: Факультеты
  • Экономика товарного обращения
  • Основы товароведения и экспертизы товаров
  • Бухгалтерский учет в торговле
  • Торгово-технологические процессы на предприятиях торговли
  • Экономика, анализ и планирование деятельности предприятий торговли и общественного питания
  • Менеджмент
  • Ценообразование
  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия торговли
  • Налоги и налоговое законодательство
  • Персональная информатика в маркетинге и менеджменте
  • Технология приготовления продуктов общественного питания
  • Деньги, кредит, банки
  • Стратегическое планирование
  • Финансы и кредит
  • Деловое общение
  • Мировая экономика
    .: Голосование

    Очень высокий
    Высокий
    Средний
    Ниже среднего
    Не могу оценить



    .: Самое популяное
    » Курсовая работа. Имидж Организации
    » Курсовая работа на тему "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ"
    » Курсовая работа "Финансовый леверидж и его роль в управлении предприятием"
    » Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках
    » Денежно-кредитная политика государства
    » Возникновение и Развитие Прямых Налогов
    » Курсовик - Целевые бюджетные и внебюджетные фонды в системе государственных финансов.
    » Курсовая работа. Анализ Рисков Корпоративных Инвестиционных Проектов
    » Пути Снижения Затрат на Производство Продукции
    » Реферат на тему "Компьютерные вирусы"
    » Источники Финансирования Инвестиционной Деятельности
    » Учение В.И.Вернадского о биосфере
    » Реферат - Классификация компьютерных сетей
    » Инфляция- экономические и социальные последствия инфляции
    » Налоговое Планирование в Организации
    » Кадровые стратегии
    » Монетарная политика государства
    » Издержки Производства и Себестоимость Продукции
    » Макс Вебер вклад в современную науку
    » Курсовая работа на тему "АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФИРМЫ"
    » Экологическая культура
    » Предмет и методы микроэкономики
    » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    » Затраты и результаты деятельности предприятия
    » Сущность Российского парламентаризма

    .: Реклама


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Ноябрь 2009 (1)
    Август 2009 (28)
    Июль 2009 (38)
    Июнь 2009 (40)
    Май 2009 (47)
    Апрель 2009 (41)
    Март 2009 (41)
    Февраль 2009 (46)
    Январь 2009 (45)
    Декабрь 2008 (38)
    Ноябрь 2008 (39)
    Октябрь 2008 (38)
    Сентябрь 2008 (39)
    Август 2008 (40)
    Июль 2008 (37)
    Июнь 2008 (37)
    Май 2008 (41)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (42)
    Февраль 2008 (44)
    Январь 2008 (38)
    Декабрь 2007 (35)
    Ноябрь 2007 (35)
    Октябрь 2007 (39)
    Сентябрь 2007 (38)
    Август 2007 (37)
    Июль 2007 (33)
    Июнь 2007 (39)
    Май 2007 (54)
    Апрель 2007 (43)
    Март 2007 (40)
    Февраль 2007 (49)
    Январь 2007 (43)
    Декабрь 2006 (38)
    Ноябрь 2006 (37)
    Октябрь 2006 (42)
    Сентябрь 2006 (36)
    Август 2006 (40)
    Июль 2006 (38)
    Июнь 2006 (39)
    Май 2006 (30)
    Апрель 2006 (28)
    Март 2006 (30)
    Февраль 2006 (31)
    Январь 2006 (29)
    Декабрь 2005 (39)
    Ноябрь 2005 (30)
    Октябрь 2005 (37)
    Сентябрь 2005 (37)
    Август 2005 (39)
    Июль 2005 (31)
    Июнь 2005 (29)

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     


  • Неофициальный сайт СПб ТЭИ - "Санкт-Петербургский торговоэкономический институт"
    Связь с администрацией | Статистика | Карта сайта
    Все права защищены 2007-2014 ©