Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта.


Поиск по сайту:

Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта.
Раздел: Дипломы | 19 октября 2006 | Автор:bizdrya | просмотров: 8824 | печать
 (голосов: 1)

Содержание.
Введение. Стр.3
Глава I. Проблема развития представлений о времени у детей с интел-лектуальной недостаточностью в психолого-педагогической литературе.
§ 1. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков
младшими умственно отсталыми школьниками. Стр. 5
§ 2. Теоретические основы формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста. Стр.8
§ 3.Особенности формирования временных представлений
у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточно-стью Стр.21
Глава II. Особенности развития представлений о времени у детей
младшего возраста с выраженными нарушениями интеллекта.
§ 1. Цель, задачи, методика и организация исследования. Стр.35
§ 2. Уровень сформированности временных представлений
(представлений о временах года), выявленный в ходе исследования
у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями
интеллекта. Стр.
Глава III. Методика формирования временных представлений
у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями
интеллекта.
§ 1. Цель, задачи, методика и организация исследования. Стр.
§ 2. Трудности усвоения временных представлений у детей с выражен-ными нарушениями интеллекта. Стр.

Заключение. Стр.
Приложение. Стр.
Цитаты. Стр.
Литература. Стр.

ВВЕДЕНИЕ.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно.
Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятель-ность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени - это отражение длительности и последовательности явлений и событий.
Точность оценки временных интервалов определена динамикой процессов возбуждения и торможения. Дифференцировка временных интервалов яв-ляется результатом условных рефлексов на время (И. П. Павлов).
Особенности времени как объективной реальности затрудняют его вос-приятие нормально развивающимися детьми. У детей с нарушением ин-теллектуального развития замедленная, ограниченная восприимчивость, инактивность и недифференцированность ощущений и восприятий еще больше затрудняет формирование временных представлений.
Дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказываются ядерными симптомами умственной отсталости, которые за-трудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие пси-хических процессов, в частности, мышления ( С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф).
Данное исследование обусловлено необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью. В специаль-ной литературе этот вопрос освещен в малой степени.
Важность данной проблемы для практики воспитания и обучения младших школьников с выраженной интеллектуальной недостаточностью и отсутст-вие методической разработанности определяет актуальность исследования.
Цель исследования состояла в разработке системы формирования вре-менных представлений, а именно: представлений о временах года у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта. Поставленная цель реализуется решением следующих исследовательских задач:
• Изучить проблему обучения детей элементарным математическим пред-ставлениям в психолого-педагогической и методической литературе
• Выявить особенности временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта
• Разработать и апробировать систему формирования представлений о временах года у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта.
Гипотеза исследования состояла в предположении: в процессе специально организованного обучения, возможно сформировать у детей с выраженны-ми нарушениями интеллекта временные представления (представления о временах года) и ориентировки, необходимые для последующего обучения и социальной адаптации.
Объект исследования: процесс овладения детьми младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта временными представ-лениями, а именно: представлениями о временах года.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представ-лений о временах года у младших школьников с выраженными наруше-ниями интеллекта.
Научная новизна состоит в том, что выявлены особенности временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными на-рушениями интеллекта и разработана система формирования у детей младшего школьного возраста с выраженной интеллектуальной недоста-точностью представления о временах года.

ГЛАВА 1. Проблема развития представлений о времени у де-тей с интеллектуальной недостаточностью в психолого - педа-гогической литературе
1.Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков младшими умственно отсталыми школьниками.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логическо-го мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Поэтому, прежде чем приступать непосредственно к самой теме, необходимо выяснить, ка-кие именно особенности усвоения математических знаний, умений и навы-ков имеются у детей с выраженными нарушениями интеллекта.
У умственно отсталых детей с диагнозом - "имбецильность" нарушение интеллекта тяжелее, чем при диагнозе "дебильность".
Детям с выраженными нарушениями интеллекта свойственна полная неспособность к отвлечению от конкретной ситуации. Их суждения бедны и большая их часть без переработки заимствованы у окружающих. Логиче-ские процессы на очень низком уровне. Возможно обучение таких детей порядковому счету, механическое заучивание таблицы умножения, отвле-ченный счет недоступен. Словарный запас мал, ограничен названиями от-дельных предметов. Речь маловыразительна, фразы короткие, аграмматич-ные. У детей с выраженными нарушениями интеллекта часто встречается косноязычие.
Дети с тяжелой умственной ограниченностью:
- не могут долго продолжать одну и ту же деятельность;
- не обладают способностью понимать простейшие сообщения;
- не могут усвоить социальные нормы поведения;
- не могут принимать участие в процессе школьного обучения, вследствие хронических заболеваний или их последствий.
Отношение к учебе определяется способностью воспринимать, усваи-вать, а также воспроизводить полученные знания учеником.
Этому могут препятствовать:
- отсутствие познавательного интереса;
- стереотипность в усвоении знаний, мешающая восприятию нового мате-риала;
- затруднение в способности высказаться;
- неспособность понимать задание и неправильное расчленение задания (понимание его частями);
- непредсказуемая реакция на ощущения при обучении с использованием ручного труда;
- отсутствие возможности обучения из-за быстрой утомляемости;
- плохая память;
- неспособность к коммуникативному поведению, вследствие ограничен-ности в высказываниях.
Трудности при обучении математике вызываются также несовершенст-вом зрительного восприятия и моторики учащихся. Они часто путают циф-ры 3, 6 и 9, 2 и 5, 7 и при чтении, и при письме под диктовку.
Несовершенство моторики детей с выраженными нарушениями интел-лекта создает значительные трудности в пересчете предметов: ученик на-зывает один предмет, а берет или отодвигает сразу несколько предметов, то есть называние чисел опережает показ или, наоборот, показ опережает называние чисел.
У детей - имбецилов с большим трудом вырабатываются новые услов-ные связи, а, возникнув, они оказываются непрочными, а главное, недиф-ференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к упо-доблению знаний. Причины уподобления знаний неоднородны. Одна из причин, как указывает Ж. И. Шиф, состоит в том, что приобретенные зна-ния сохраняются неполно, неточно, объединение знаний в системы проис-ходит с трудом. Другая причина слабой дифференциации математических знаний кроется в том, что происходит отрыв математической терминоло-гии от конкретных представлений, непонимание конкретной ситуации за-дачи, математических зависимостей и отношений между данными, а также между данными и искомыми. Отмечается "застревание" на принятом спо-собе решения примеров, задач. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений создают значительные трудности в обучении математи-ке.
Трудности в обучении математике детей - имбецилов усугубляются сла-бостью регулирующей функции мышления. Таким детям свойственна не-критичность, слабость самоконтроля.
Для успешного обучения детей с выраженными нарушениями интеллек-та учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причины умст-венной отсталости каждого ученика, особенности его поведения, опреде-лить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включе-ния его в работу.

2. Теоретические основы формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста.
Математические понятия выражают сложные отношения и формы дейст-венного мира: количественные, пространственные, временные представле-ния, представления о форме и величине.
Абстрактность объектов математики, с одной стороны, конкретность на-глядно-действенного и наглядно-образного характера мышления младших школьников, с другой стороны, создают объективные трудности в отборе содержания знаний, методов и способов их представления для обучения.
В связи с этим можно определить содержание знаний, с которыми дети должны поступать в школу:
• Количественные представления (счет, счетные операции, решение арифметических задач).
Сюда входит прямой и обратный счет, знание последовательности чисел, счет с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, так-тильного), счет групп предметов, деление целого на части, упражнения в запоминании чисел, сопоставление совокупности предметов, независи-мость числа предметов от их размера и формы расположения, порядковый счет, цифры, решение текстовых арифметических задач, представления о множестве и подмножестве,
• Представления о величине предметов и ее измерении (высота, ширина, толщина и прочее),
• Представления о геометрических фигурах и форме предметов,
• Представления о времени (времена года, дни недели, части суток),
• Представления о пространстве (ориентировка в окружающей действи-тельности, в схеме собственного тела, на противоположном объекте, на плоскости листа бумаги).
В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и ос-ваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд основных поня-тий, на которых строится вся наша система знаний. Одним из них является понятие времени.
Эта категория появилась в процессе осознания человеком смены собы-тий),уд сменяется отдыхом, сон - бодрствованием и т. д.), их круговорота (день сменяется ночью, зима - летом и т.д.). Это привело к мысли о дли-тельности времени.
В истории философии проводился диалектический анализ времени, в результате которого установлено, что основными моментами являются длительность и мгновение. Мгновение - чистое «когда», лишенное дли-тельности. Длительность- продолжительность существования объектов или его элементов, сохранение их существования.
Между длительностями различных явлений имеются временные отно-шения одновременности и последовательности. Порядок « прошлое-настоящее-будущее» характеризует временное отношение последователь-ности.
Временная определенность явлений складывается из временной опреде-ленности его элементов. В то же время в силу существования между эле-ментами отношений одновременности и последовательности в объекте имеется хронологическая структура. Поэтому временная определенность реального явления есть органическое единство его длительности и хроно-логической структуры.
С понятием длительности связывается также одномерность, необрати-мость, равномерность течения.
Время существует объективно, вне и независимо от нашего сознания. Восприятие же и познание его - это лишь отражение в нашем сознании ре-ально существующего времени.
Можно выразить три основные особенности времени:
1) текучесть, время связано с движением,
2) необратимость,
3) отсутствие наглядных форм, «его не видно и не слышно».
Само слово « время» происходит от древнерусского « веремя», что оз-начает « вращение». Прошедшее, настоящее и будущее связаны меж-ду собой таким образом, что они не могут поменяться местами. Свой-ство необратимости времени, протекание времени в одном направле-нии есть выражение вечного развития природы и общества по восхо-дящей линии, от старого к новому.
В природе регулярно повторяется смена времен года, дня и ночи. Эти явления связаны с суточным вращением земного шара, движением Лу-ны вокруг Солнца. На этой основе и возникли основные единицы изме-рения времени - сутки, неделя, месяц, год. Деление суток на четыре части (утро, день, вечер, ночь) связано с изменениями, происходящими в окружающей среде в связи с различным положением Солнца и Луны и сменой видов деятельности людей в различные части суток. Эта сме-на принята условно, так как продолжительность каждой части суток различна.
Человечество прошло длительный путь осознания и определения вре-мени.
В Древней Греции длительность суток определялась по времени, про-шедшему между рассветом и закатом. Ночные часы попросту не учи-тывались, однако, уже древние римляне стали считать время так же, как и мы: от полуночи до полуночи.
Прежде чем были изобретены часы, день и ночь разбивали на двена-дцать равных промежутков. Однако такая система была неудобной, так как продолжительность дня и ночи в разное время года непостоянна. Первыми, кто разделил все сутки целиком на 24 части, равные одному часу, были римляне.
Египтяне первыми определили продолжительность года. Жрецы заме-тили, что ежегодно, примерно одновременно с началом разлива Нила, перед восходом Солнца на небосклоне появлялась яркая звезда. Таких дней между событиями оказалось 365.
Древние египтяне создали первый лунный (месячный) календарь, но он оказался неточным, и римляне видоизменили его. Этот календарь утвердил Юлий Цезарь. Названия месяцев в этом календаре определя-лись по именам цезарей и других известных людей. Некоторые из них мы используем и в нашем календаре. Поэтому дети с таким трудом за-поминают названия месяцев, потому что они не несут смысловой на-грузки для детского восприятия. Например, « июль» назван в честь Юлия Цезаря.
Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и был связан с их изменением фаз Луны.
Число «семь» считалось исключительным, священным. В свое время древние вавилонские астрономы обнаружили, что кроме неподвижных звезд, на небе видны семь блуждающих светил, которые были названы планетами. Древне-вавилонские астрономы считали, что каждый час суток находится под покровительством определенной планеты.
Дни недели получили свое название от имени богов. Затем эти названия перешли к римлянам, а потом и в календари многих народов Западной Европы. Понедельник считался днем Луны, вторник- днем Марса, сре-да- днем Меркурия, четверг- днем Юпитера, пятница- днем Венеры, суббота- днем Сатурна, воскресенье- днем Солнца. Названиями планет пользуются для обозначения дней недели и многие азиатские народы.
На Руси неделю называли седмицей. Воскресенье называлось неде-лей (нет дел, день отдыха), понедельник-день после недели, вторник-второй, среда-середина седмицы, четверг-четвертый, пятница-пятый день, суббота - от слова «сабат» или « шабаш»- конец всяких дел, по-следний трудовой день недели.
Система счисления продолжительных промежутков времени - кален-дарь. Потребность измерять время возникла у людей уже в глубокой древности. Первые календари появились много тысяч лет назад, на заре человеческой цивилизации. Сегодня все народы мира пользуются сол-нечным календарем, унаследованным от древних римлян.
Календарем принято называть определенную систему счета больших промежутков времени. Слово «календарь» произошло от латинских слов «калео» (провозглашать) и «календариум» (долговая книга). В Древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, и перво-го числа каждого месяца там было принято уплачивать проценты по долгам. Современные календари мы унаследовали от древних римлян.
Неотделимость пространства и времени от материи и самой материи от этих основных форм существования - одно из важнейших положений диалектического материализма, постоянно подтверждаемое и обога-щаемое прогрессом естествознания.
Познание пространственно-временных отношений непосредственно связано с отражением явлений материального мира и определяется им. Эта закономерность достаточно ясно проявляется в области непосред-ственно чувственного отражения, то есть, в области ощущений и вос-приятий.
Временные особенности динамики ощущений оказались неотъемлемы-ми чертами ощущений как элементарных чувственных знаний о внеш-нем мире. Время психических реакций (как простых, так и реакций вы-бора) стало оцениваться как постоянный компонент ощущений и вос-приятий, связанный с их модальностью подобно качеству и интенсив-ности. Стало общепринятым считать, что все модальности без исклю-чения существуют во времени и являются каналом информации о вре-менных характеристиках внешних раздражителей.
С совершенствованием средств отражения пространства и времени воз-растают возможности более точного и глубокого познания предметной действительности.
Дифференцировка этих отношений влияет на развитие восприятия. В процессе обучения детей пространственно-временная ориентировка яв-ляется важным условием усвоения знаний, навыков и умений, развития мышления.
В какой бы среде человек не находился, каким бы видом деятельно-сти не занимался, для него жизненно необходимым является правиль-ное отражение изменений, происходящих в пространстве и времени (Л. Н. Люблинская). Различение и обобщение пространственных и времен-ных отношений между воспринимаемыми объектами среды является, по существу, двусторонним процессом. Одна из сторон является собст-венно перцептивной, непосредственно чувственным отражением опре-деленных связей между объектами. Другая сторона связана с мышле-нием. Это единство чувственного и логического в отражении простран-ственных, временных и количественных отношений определяет готов-ность ребенка к отражению других, более сложных отношений и взаи-мозависимостей между явлениями внешнего мира. Дифференцировка пространственных, временных и количественных отношений между объектами предшествует образованию знаний о функциональных, структурных и причинно-следственных отношений между вещами, со-ставляющих сущность логического мышления. Все эти виды отражае-мых отношений между объектами тесно связаны в чувственном и логическом познании.
Уже в возрасте нескольких месяцев ребенок стремится активно ори-ентироваться во времени и пространстве. Это необходимо ему для ос-воения и изучения окружающего его мира. Раньше и легче дается чело-веку ощущение пространства. Что такое «здесь» и «там», становится понятным довольно скоро. ЗДЕСЬ - это то, что доступно, что можно разглядеть, потрогать, попробовать на вкус. ТАМ – непосредственно недоступно, но, если приложить усилия, постараться дотянуться или переместиться, то можно превратить ТАМ в ЗДЕСЬ. К году или по-лутора годам ребенок начинает понимать, что такое «сейчас» - оно по-хоже на «здесь». Чуть позднее выясняется и что такое «скоро»- оно по-хоже на «там», «недалеко». К трем годам становится ясным, что бывает «сегодня», «завтра», «вчера». Только к 7-8 годам складывается наше обычное интуитивное представление о времени: как о равномерно и по-всеместно текущем потоке мгновений.
В своем развитии ребенок, вероятно, повторяет - в очень ускоренном темпе - тот долгий и давний путь, которым человечество, развиваясь от первобытного состояния, пришло к нашему современному понятию времени. Это тоже был путь ощущения, восприятия, исследования и освоения мира. На самых первых порах источником ощущения и пере-живания времени было, наверное, стремление превратить желаемое в доступное. Как говорил еще сто лет назад французский психолог М.Гюйо: « Время закрыло доступ к себе существу, которое ничего не желало бы, ни к чему не стремилось…. Будущее- это не то, что идет к нам, а то, к чему мы идем.» Цель- действие- достижение. По этому об-разцу в сознании людей возникла цепочка «будущее - скоро - сейчас», которая превратилась потом в представление о последовательности мгновений, сменяющих друг друга в общем, потоке времени.
Восприятие времени человеком подготовлено всем ходом развития животного мира. Сознательное восприятие времени у человека склады-валось в процессе социально-производственной практики. Различного рода орудия измерения времени, временные понятия и т.д. - это отсут-ствует у животных, для которых восприятие времени - явление чисто биологическое.


 Скачать полную версию - formirovanie-vremennykh-predstavlenijj.rar [45.18 Kb] (cкачиваний: 27) 



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 
.: Навигация СПбТЭИ

Рефераты
Статьи
Курсовые работы
Дипломные работы
Факультеты института
Студенческое научное общество
Основные контактные адреса и телефоны института
Каталог
История института
Фотографии из жизни института

.: Факультеты
  • Экономика товарного обращения
  • Основы товароведения и экспертизы товаров
  • Бухгалтерский учет в торговле
  • Торгово-технологические процессы на предприятиях торговли
  • Экономика, анализ и планирование деятельности предприятий торговли и общественного питания
  • Менеджмент
  • Ценообразование
  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия торговли
  • Налоги и налоговое законодательство
  • Персональная информатика в маркетинге и менеджменте
  • Технология приготовления продуктов общественного питания
  • Деньги, кредит, банки
  • Стратегическое планирование
  • Финансы и кредит
  • Деловое общение
  • Мировая экономика
    .: Голосование

    Очень высокий
    Высокий
    Средний
    Ниже среднего
    Не могу оценить



    .: Самое популяное
    » Курсовая работа. Имидж Организации
    » Курсовая работа на тему "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ"
    » Курсовая работа "Финансовый леверидж и его роль в управлении предприятием"
    » Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках
    » Денежно-кредитная политика государства
    » Возникновение и Развитие Прямых Налогов
    » Курсовик - Целевые бюджетные и внебюджетные фонды в системе государственных финансов.
    » Курсовая работа. Анализ Рисков Корпоративных Инвестиционных Проектов
    » Пути Снижения Затрат на Производство Продукции
    » Реферат на тему "Компьютерные вирусы"
    » Источники Финансирования Инвестиционной Деятельности
    » Учение В.И.Вернадского о биосфере
    » Реферат - Классификация компьютерных сетей
    » Инфляция- экономические и социальные последствия инфляции
    » Налоговое Планирование в Организации
    » Кадровые стратегии
    » Монетарная политика государства
    » Издержки Производства и Себестоимость Продукции
    » Макс Вебер вклад в современную науку
    » Курсовая работа на тему "АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФИРМЫ"
    » Экологическая культура
    » Предмет и методы микроэкономики
    » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    » Затраты и результаты деятельности предприятия
    » Сущность Российского парламентаризма

    .: Реклама


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Ноябрь 2009 (1)
    Август 2009 (28)
    Июль 2009 (38)
    Июнь 2009 (40)
    Май 2009 (47)
    Апрель 2009 (41)
    Март 2009 (41)
    Февраль 2009 (46)
    Январь 2009 (45)
    Декабрь 2008 (38)
    Ноябрь 2008 (39)
    Октябрь 2008 (38)
    Сентябрь 2008 (39)
    Август 2008 (40)
    Июль 2008 (37)
    Июнь 2008 (37)
    Май 2008 (41)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (42)
    Февраль 2008 (44)
    Январь 2008 (38)
    Декабрь 2007 (35)
    Ноябрь 2007 (35)
    Октябрь 2007 (39)
    Сентябрь 2007 (38)
    Август 2007 (37)
    Июль 2007 (33)
    Июнь 2007 (39)
    Май 2007 (54)
    Апрель 2007 (43)
    Март 2007 (40)
    Февраль 2007 (49)
    Январь 2007 (43)
    Декабрь 2006 (38)
    Ноябрь 2006 (37)
    Октябрь 2006 (42)
    Сентябрь 2006 (36)
    Август 2006 (40)
    Июль 2006 (38)
    Июнь 2006 (39)
    Май 2006 (30)
    Апрель 2006 (28)
    Март 2006 (30)
    Февраль 2006 (31)
    Январь 2006 (29)
    Декабрь 2005 (39)
    Ноябрь 2005 (30)
    Октябрь 2005 (37)
    Сентябрь 2005 (37)
    Август 2005 (39)
    Июль 2005 (31)
    Июнь 2005 (29)

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     


  • Неофициальный сайт СПб ТЭИ - "Санкт-Петербургский торговоэкономический институт"
    Связь с администрацией | Статистика | Карта сайта
    Все права защищены 2007-2014 ©