Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/spbtei_new/data/www/spb-tei.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 150 Сущность и содержание психологии поведения в экстремальных ситуациях.


Поиск по сайту:

Сущность и содержание психологии поведения в экстремальных ситуациях.
Раздел: Рефераты | 23 сентября 2005 | Автор:bizdrya | просмотров: 8809 | печать
 (голосов: 0)

Содержание
Введение 3
1. Сущность и содержание психологии поведения в экстремальных ситуациях 4
2. Стресс как составляющая экстремальной ситуации в психологи поведении 10
3. Активация и тонус как важные параметры психического состояния 12
Заключение 18
Список литературы 19

Введение
Нормальное состояние является важнейшей частью всей психической ре-гуляции, играет существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Однако теория психических состояний далека от завершенности, очень многие аспекты психических состояний с необходимой полнотой не изучены. По мне-нию доктора психологических наук Л.В. Куликова, «остаются мало исследо-ванными потенциалы личности, позволяющие регулировать состояние.
Согласно энциклопедическому словарю, «Экстремальные условия – такие условия, которые ведут к появлению состояний, определяемых как динамиче-ское рассогласование, и обуславливают необходимость перестройки систем психического регулирования за счет максимальной мобилизации ресурсов лич-ности.
Анализу влияния эмоционального напряжения на организм посвящены исследования авторов – специалистов в области социологии, психологии и фи-зиологии. Прежде всего, в таких ситуациях нужно учитывать возможность нормальной положительной адаптации к фрустрациям. «Фрустрация – эмоцио-нально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели». Че-ловек, которому часто приходится находиться в экстремальных ситуациях, способен выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правиль-ной мобилизации своих функций. Возможно обучение разным способам эли-минации страха. Значительна и роль положительного опыта, чувство удовле-творения в связи с выполняемой задачей. Все это приводит к росту доверия к себе, что способствует лучшей адаптации к экстремальным ситуациям.
Цель работы – раскрытие вопроса связанного с психологией поведения в экстремальных ситуациях

1. Сущность и содержание психологии поведения в экстремаль-ных ситуациях
Психология состояний объединяет огромный опыт мировой психологи-ческой науки в области исследования психических состояний. Проблему опти-мальных состояний человека рассматривал Е.П. Ильин. А.О. Прохоров занима-ется разработкой психологии неравновесных состояний. Психология состояний включает и рассмотрение отдельных видов состояний, в том числе, возникаю-щих в экстремальных условиях. Тензионные состояния (состояния напряжения) изучали Т.А. Немчин, Л.П. Гримак В.И. Лебедев. Эмоциональные состояния, возникающие в экстремальных ситуациях, исследовал А.О. Прохоров, А Кем-пински и др.
Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. В то же время, несмотря на интенсивное изучение проблемы психических состояний, очень многое в ней остается неясным. По мнению Т.А. Немчина, «необходима успешная разработка этой проблемы потому, что пси-хические состояния существенно определяют характер деятельности человека».
И.П. Павлов считал, что психология является наукой о наших состояниях, и что благодаря ей можно представить всю сложность субъективного.
На фоне разногласий и большого разнообразия мнений по поводу опреде-ления, состава, структур, функций, механизмов, классификаций и других про-блем, связанных с психическим состоянием, многие авторы остаются, едины во мнении о большом, если не решающем, значении исследований данного психи-ческого явления для психологии. Так, Н.Д. Левитов, впервые поставивший понятие «психическое состояние» в статус психологической категории, считал, что решение данной проблемы восполняет имеющуюся брешь в психологии – разрыв между учением о психических процессах и психических свойствах лич-ности. По этому поводу Ю.Е. Сосновикова пишет: «Нельзя понять психику в целом, не исследуя ее конкретных интегральных проявлений в форме психиче-ских состояний».
Итак, пролистаем работы разных авторов. Встречается термин «напря-женные ситуации» - М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко, «крайние условия» - Л.Г. Дикая, «сложные ситуации» - А.В. Либин, «стрессо-вые ситуации» - Г. Селье, Китаев-Смык, «острособытийные ситуации - В.В. Авдеев, «чрезвычайные ситуации» - А.Ф. Майдыков, «нештатные условия» - В.Д.Туманов, «особые условия» - С.А. Шапкин, Л.Г. Дикая. Термином «экс-тремальные ситуации» оперируют следующие авторы: Т.А. Немчин, В.Г. Анд-росюк, В.И.Лебедев, Г.В. Суворов, М.П. Мингалиева, Т.С. Назарова и В.С. Шаповаленко и другие.
Нам ближе термин «экстремальная ситуация», т.к. он представляется нам более универсальным. В то же время термин слишком широк, следовательно, наша задача – выработать рабочее понятие экстремальной ситуации. Для этого проведем лингвистический анализ термина «экстремальный.
В словаре русского языка «экстремальный» (ая, ое) определяется как:
1. Достигший наивысшей точки, крайний, предельный. Например, экстремальная температура.
2. Выходящий из рамок обычного, чрезвычайный (по сложности, трудности, опасности и т.д.). Например, экстремальные условия (от француз-ского extreme).
Обобщая вышесказанное, перечислим характеристики понятия «экстре-мальный»: достигший наивысшей точки, крайний, чрезвычайный, предельный, очень большой по силе.
Какие ситуации следует считать экстремальными? В работах, посвящен-ных данному вопросу, нет единства взглядов. В одних случаях под экстре-мальными ситуациями понимаются такие обстоятельства, которые предъявля-ют человеку требования, выходящие за пределы диапазона его возможностей, обусловленных эволюционным процессом. Так, А.В. Коробков, подчеркивая, что критериями границ приспособительного диапазона являются те характери-стики функций, которые сформировались в результате эволюционного развития органов и систем, обладающих этими функциями, не отмечает важной и чаще всего решающей роли фактора субъективного отражения индивидом объектив-ных параметров экстремальной ситуации. Индивидуальное отражение объек-тивной реальности создает субъективную оценку ситуации и степени ее опас-ности.
Украинские ученые М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко также указывают на важность субъективного восприятия экстремальной (в их тезаурусе сложной) ситуации: «Напряженная ситуация – это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности особую значимость. Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся на-пряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцени-ваются людьми как трудные, опасные и т.д. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Это тем более относится к напряженной ситуа-ции, объединяющей определенное содержание объективной деятельности с по-требностями, мотивами, целями, отношениями человека. Следовательно, на-пряженная ситуация, как и всякая ситуация воплощает в себе единство объек-тивного и субъективного. Объективное – это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное – состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Общее, что характеризует напряженные ситуа-ции, - это возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния».
В самом общем плане экстремальная ситуация характеризуется как ситуа-ция невозможности, т.е. как такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (моти-вов, стремлений, ценностей, интересов и т.д.).
В.Г. Андросюк в своей книге «Педагогика и психология» приходит к та-кому выводу: «экстремальная ситуация – это такое состояние системы жизне-деятельности, которое опасно для жизни и здоровья, неблагоприятно для функ-ционирования психики человека и может вызвать напряженность».
Исходя из всего вышесказанного, перечислим основные характеристики экстремальной ситуации:
1. Это ситуация крайняя, с очень большим по силе воздействием, вы-ходящим за пределы диапазона возможностей человека.
2. Это усложненные условия деятельности, которые субъективно вос-принимаются, понимаются и оцениваются человеком как трудные, опасные и т.д.
3. Ситуация вызывает возникновение достаточно сложной для субъек-та задачи, «трудного» психического состояния.
4. Экстремальная ситуация ведет к появлению состояния динамиче-ского рассогласования и требует максимальной мобилизации ресурсов орга-низма.
5. Такая ситуация вызывает негативные функциональные состояния, нарушения психологической регуляции деятельности, и, тем самым снижает эффективность и надежность деятельности.
6. Человек сталкивается с невозможностью реализации своих моти-вов, стремлений, ценностей, интересов.
Экстремальная ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека. Факторы, порождающие психиче-скую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное мобили-зующее влияние на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие. Нас интересует ресурсное состояние в экстремальных ситуациях, поэтому рассмотрим положительные, мобилизующие изменения в эмоцио-нальной, познавательной и поведенческой сфере личности, вызываемые воз-действием таких ситуаций. По мнению В.Г. Андросюк, к таким изменениям от-носятся:
 снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций. Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;
 понижение утомляемости, исчезновение или притупление чувства уста-лости. У человека повышается выносливость и работоспособность, проявляет-ся неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;
 повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляют-ся волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;
 активизация деловых мотивов, чувств долга. У человека возникает дело-вое возбуждение, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;
 доминирование положительного эмоционального фона. Решение задачи сопровождается возникновением и поддержанием азарта, переживанием удо-вольствия и радости при каждом успешном действии. Наблюдается обострение чувства социальной справедливости;
 активизация познавательной деятельности. Человек проявляет остроту восприятия, активно включает резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется дина-мичностью, гибкостью, гибкостью, активным и успешным поиском нестан-дартных решений. Широко применяется интуиция.
 проявление интереса, энтузиазма. В решении задач человеком мобилизу-ются его психологические возможности и специальные способност).
«Возможность противостоять экстремальной ситуации включает три со-ставляющие:
1. физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физи-ческих и физиологических качеств организма (конституционные особенности, тип нервной системы, вегетативная пластичность);
2. психическую устойчивость, обусловленную подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в экстремальной си-туации, наличие положительной мотивации и др.);
3. психологическую готовность (активно-деятельностное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия)».
Различные авторы дают разные определения понятия «психическое состоя-ние». Некоторые из них, например, Джемс, идентифицируют понятия «состоя-ние» и «процесс», другие сводят понятие «психическое состояние» к понятию «состояние сознания», третьи, так или иначе, связывают психическое состояние с характеристиками эмоциональной сферы.
Нам представляется наиболее полным определение психического состоя-ния Д.Н. Левитова: «это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания пси-хических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений дейст-вительности, предшествующих состояний и психических свойств личности». Анализ поведения и состояния человека в экстремальной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является неполнота информации.
П.В. Симонов разработал информационную теорию эмоций, согласно ко-торой, при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации. Положи-тельная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информа-цию, необходимую для удовлетворения данной потребности. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и психическое состояние личности, открывают доступ к внутренним ресурсам человека.
«Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий». Преодоление человеком препятствий требует волевого усилия – особого со-стояния нервно - психического напряжения, мобилизующего его физические, интеллектуальные и моральные силы. Воля проявляется как уверенность чело-века в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.
Поскольку состояние – многомерное явление, то любое состояние может быть описано широким спектром параметров. Тот или иной параметр может быть ведущим. Какие параметры состояния выходят на первый план в экстре-мальной ситуации? Мы думаем, что, прежде всего – напряжение.
Напряжение (англ. tension) в словаре психологии Дж. Древера определено как чувство натяжения, напряжения, общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим ситуа-тивным фактором. Такими факторами может быть повышенная нагрузка, дефи-цит времени, недостаток информации и др. По мнению Л.В. Куликова именно эти факторы являются действительной причиной напряжения, а не вызванные ими переживания, являющиеся закономерной реакцией на ситуацию. Поэтому с трактовкой эмоций как причины напряжения, по мнению Л.В. Куликова, труд-но полностью согласиться. Роль эмоции достаточно точно определена А.В. За-порожцем, писавшим, что эмоция представляет собой не самый процесс акти-вации, а особую форму отражения действительности, при посредстве которого производится психическое управление активацией или, вернее было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики по-ведения.

2. Стресс как составляющая экстремальной ситуации в психоло-ги поведении
Понятие напряжения тесно связано с понятием стресс. О стрессе чаще всего говорят применительно к экстремальным ситуациям. В последнем изда-нии отечественного словаря по психологии понятия стресса и напряжения объ-единены, стресс истолковывается как «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, труд-ных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах».
Стресс - это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия. Стресс представляет собой явление, имеющее множество биохимических, физиологических, психологических социально-психологических и социальных проявлений. Для напряжения такие особенно-сти не всегда характерны.
Создатель теории стресса Г. Селье постоянно подчеркивал адаптивную направленность стресса, отмечая, что «стресс - это не просто нервное напряже-ние». Автор разработал теорию «общего адаптационного синдрома». Это трех-фазная неспецифическая реакция адаптации, включающая: 1) реакцию тревоги, 2) стадию резистентности, 3) стадию истощения. Ресурсы организма, которые помогали человеку первое время, Г. Селье назвал «адаптационной энергией». Расходование адаптационной энергии можно сравнить с износом автомобиля.
Согласно представлениям некоторых исследователей, выраженность стресса детерминирована той оценкой, которую человек дает стимулу. Иначе говоря, если изменить оценку, то можно изменить интенсивность стрессовой реакции. В его исследованиях было показано, что стресс вызывается не только ситуацией опасности, риска, но и необычностью обстановки, внезапностью, возрастанием ответственности, необходимостью выполнения крайне сложной задачи.
Стресс как состояние затрагивает всю психику и влияет как на характер и уровень психической активности в целом, так и на отдельные психические функции. Как указывают М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко, в состоянии стресса нарушаются, прежде всего, сложные действия и интеллек-туальные процессы, тогда как простые обладают относительно большей устой-чивостью.
Отрицательное влияние стресса выражается в ухудшении понимания, па-мяти, мышления, в скованности действий, несоразмерности или даже хаотич-ности движений. Затрудняется протекание контролирующих и регулирующих функций сознания, что мешает своевременно учитывать и предвосхищать из-менения в обстановке, четко и оперативно применять и видоизменять приемы и способы действий. «Проявление стрессового состояния связано с превышени-ем, в связи с требованиями среды, внутренних ресурсов, что создает угрозу личного благополучия».
Положительные эффекты стресса выражаются в активизации психики, ускорении психических процессов, гибкости мышления, улучшении оператив-ной памяти и т.д.
Устойчивость к стрессу, сохранение эффективности деятельности в экс-тремальной ситуации определяются, прежде всего, высоким уровнем профес-сионального мастерства, направленностью личности, мотивами поведения, го-товности к активным действиям. Именно поэтому психологическая подготовка к выполнению задач, умелое руководство могут предупредить проявление крайних форм стресса, помочь людям преодолеть трудности.
Есть основания наряду с индивидуальным выделять групповой стресс, ко-торый может нарушить общую деятельность. В исследованиях В.Ф. Давыдова экспериментально установлено, что положительные личные взаимоотношения в малой группе при усложнении обстановки выступают как фактор, предупре-ждающий появление группового стресса.


 Скачать полную версию - sushhnost-i-soderzhanie-psikhologii.rar [22.62 Kb] (cкачиваний: 31) 



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 
.: Навигация СПбТЭИ

Рефераты
Статьи
Курсовые работы
Дипломные работы
Факультеты института
Студенческое научное общество
Основные контактные адреса и телефоны института
Каталог
История института
Фотографии из жизни института

.: Факультеты
  • Экономика товарного обращения
  • Основы товароведения и экспертизы товаров
  • Бухгалтерский учет в торговле
  • Торгово-технологические процессы на предприятиях торговли
  • Экономика, анализ и планирование деятельности предприятий торговли и общественного питания
  • Менеджмент
  • Ценообразование
  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия торговли
  • Налоги и налоговое законодательство
  • Персональная информатика в маркетинге и менеджменте
  • Технология приготовления продуктов общественного питания
  • Деньги, кредит, банки
  • Стратегическое планирование
  • Финансы и кредит
  • Деловое общение
  • Мировая экономика
    .: Голосование

    Очень высокий
    Высокий
    Средний
    Ниже среднего
    Не могу оценить



    .: Самое популяное
    » Курсовая работа. Имидж Организации
    » Курсовая работа на тему "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ"
    » Курсовая работа "Финансовый леверидж и его роль в управлении предприятием"
    » Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках
    » Денежно-кредитная политика государства
    » Возникновение и Развитие Прямых Налогов
    » Курсовик - Целевые бюджетные и внебюджетные фонды в системе государственных финансов.
    » Курсовая работа. Анализ Рисков Корпоративных Инвестиционных Проектов
    » Пути Снижения Затрат на Производство Продукции
    » Реферат на тему "Компьютерные вирусы"
    » Источники Финансирования Инвестиционной Деятельности
    » Учение В.И.Вернадского о биосфере
    » Реферат - Классификация компьютерных сетей
    » Инфляция- экономические и социальные последствия инфляции
    » Налоговое Планирование в Организации
    » Кадровые стратегии
    » Монетарная политика государства
    » Издержки Производства и Себестоимость Продукции
    » Макс Вебер вклад в современную науку
    » Курсовая работа на тему "АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФИРМЫ"
    » Экологическая культура
    » Предмет и методы микроэкономики
    » ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    » Затраты и результаты деятельности предприятия
    » Сущность Российского парламентаризма

    .: Реклама


    .: Архив
    Июль 2011 (1)
    Январь 2010 (1)
    Ноябрь 2009 (1)
    Август 2009 (28)
    Июль 2009 (38)
    Июнь 2009 (40)
    Май 2009 (47)
    Апрель 2009 (41)
    Март 2009 (41)
    Февраль 2009 (46)
    Январь 2009 (45)
    Декабрь 2008 (38)
    Ноябрь 2008 (39)
    Октябрь 2008 (38)
    Сентябрь 2008 (39)
    Август 2008 (40)
    Июль 2008 (37)
    Июнь 2008 (37)
    Май 2008 (41)
    Апрель 2008 (47)
    Март 2008 (42)
    Февраль 2008 (44)
    Январь 2008 (38)
    Декабрь 2007 (35)
    Ноябрь 2007 (35)
    Октябрь 2007 (39)
    Сентябрь 2007 (38)
    Август 2007 (37)
    Июль 2007 (33)
    Июнь 2007 (39)
    Май 2007 (54)
    Апрель 2007 (43)
    Март 2007 (40)
    Февраль 2007 (49)
    Январь 2007 (43)
    Декабрь 2006 (38)
    Ноябрь 2006 (37)
    Октябрь 2006 (42)
    Сентябрь 2006 (36)
    Август 2006 (40)
    Июль 2006 (38)
    Июнь 2006 (39)
    Май 2006 (30)
    Апрель 2006 (28)
    Март 2006 (30)
    Февраль 2006 (31)
    Январь 2006 (29)
    Декабрь 2005 (39)
    Ноябрь 2005 (30)
    Октябрь 2005 (37)
    Сентябрь 2005 (37)
    Август 2005 (39)
    Июль 2005 (31)
    Июнь 2005 (29)

    .: Авторизация
    Логин
    Пароль
     


  • Неофициальный сайт СПб ТЭИ - "Санкт-Петербургский торговоэкономический институт"
    Связь с администрацией | Статистика | Карта сайта
    Все права защищены 2007-2014 ©